Яндекс.Метрика

Русская народная сказка- источник нравственного воспитания личности ребенка

Сказка - ничем незаменимый и благодатный источник нравственного восприятия. Так, благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и всем сердцем. Да и не только познает, но и также откликается на явления и события окружающего мира, выражая при этом свое отношение к добру и злу. Сказочные персонажи дают ребенку первые представления о справедливости и не справедливости.

Как и начальное развитие ребенка, так и первостепенный этап воспитания начинается именно со сказки. Сегодня потребность в сказке особенно широко представляется. Ведь она наглядно показывает ребенку, где проходят жизненные правильные пути человека, в чем его несчастье и, соответственно счастье, и какова расплата его за совершенные ошибки и чем же отличается человек от птицы или зверя. Каждый шаг героев сказки непременно ведет к цели, т.е. финальному успеху. Немудрено, что русские народные сказки имеют свою педагогическую направленность: воспитывают, обучают, предупреждают, побуждают к деятельности, учат и даже лечат.

Сказка – источник нравственного воспитания и развития ребенка.

Так, например народная сказка (повесть) «Морозко» про услужливую и трудолюбивую, добросердечную девушку, которую так не любила мачеха и во всем предпочитала ей свою родную дочь: злую и ленивую, и всем вечно недовольную. А отец девушки так боялся мачехи, что даже не мог заступиться за дочь. Решила мачеха и вовсе извести падчерицу и отправила ее на жгучие морозы, замерзать в самый темный лес. Но, к счастью ее увидел дедушка Морозко и решил испытать девушку на покладистый характер и вежливость. Дед все усиливал и усиливал холода, при этом спрашивая, не холодно ли ей. И кроткая девушка, вовсе замерзшая от холода, все равно стойко отвечала: "Тепло, дедушка, все в порядке!". Ведь она не хотела обежать старичка. Таким образом, сказка дает толчок в развитие ребенка таких моральных ценностей как уважение к старшим, вежливость и послушание. Как бы плохо не пришлось в жизни - не стоит ожесточаться и злиться. Необходимо в любой жизненной ситуации оставаться добрым по отношению к людям и вести себя в рамках приличия. И тогда кто-нибудь обязательно заметит это доброту и наградит за нее. Так и Морозко увидел в девушке выдержку и терпение, и стал уважать ее. За это и одарил девушку шубой и приданным. И девушка отправилась домой, где и вышла замуж за хорошего парня. А тем временем злая мачеха позавидовала девушке и отправила уже в лес за приданным родную дочку. А девица была наглой и ленивой и сразу же нагрубила Морозке, потребовав от него сделать в лесу тепло и большого приданного. Дед рассердился и заморозил девицу. Сказочные персонажи воспитывают личностные черты характера у ребенка, а именно доброжелательность. Ведь только наша доброжелательность может погасить чужую враждебность и дать шанс другому человеку проявить себя с лучшей стороны. Сказка учит ребенка порицать жадность и зависть. А также дает возможность детям согласно сюжету сказки выбирать, какими они будут: добрыми, вежливыми и трудолюбивыми или ленивыми и злыми.

Волшебная сказка «Конек-Горбунок» также формирует у ребенка определенную модель поведения и взаимоотношения с другими людьми. Каждому возрасту ребенка она нравится по-своему и приобретает особый смысл. Детей очень занимает внешний ход событий - история Ивана-дурачка, который с помощью чудесного конька обрел счастливую судьбу. Ребенка очень захватывает и заставляет задуматься характер героя, который всегда находится в центре событий. Его самостоятельность, отвага, смелость, честность, находчивость, чувство собственного достоинства, умение ценить дружбу помогают преодолеть и пройти все возникающие на его пути препятствия, и победить. Развитие ребенка через призму сюжета этой сказки основывается на том, что ребенок сам начинает понимать, что волшебный конек-горбунок вовсе не слуга Ивану, а чудесный помощник и друг, который может не только выручить из беды, но и скажет горькую правду другу («…И скорее сам я сгину, чем тебя, Иван, покину…»). Дети осознают, что дружба очень много значит, для человека и ею обязательно стоит дорожить. Кроме того сказочные персонажи повествуют о том, что тем, кто хочет разбогатеть, не достается богатство. А Иван-дурак достиг всего, только потому, что жил очень честно, всегда оставался верен своему слову и долгу, был щедрым. «Конек-горбунок» захватывает детское воображение описанием чудес, красотой поэтического слова, ритмом стиха и побуждает вместе с героем Иваном проходить все испытания, которые уготовил для него Царь. Ведь чем тяжелее были царские приказы, тем крепче становилась дружба между Коньком-Горбунком и Иванушкой. Важно при прочтении или во время чтения сказки заострить внимание ребенка на конкретных нравственных моментах. Например, обсудить честность Иванушки и чувство его достоинства на примере краже коня его братьями («Хоть Ивана Вы умнее, да Иван-то вас честнее»). В целом, при прочтении сказки у ребенка складываются правильные отношения: ему очень нравится Иван, Конек-Горбунок уважаем и любим, а вот их враги (царь и его подопечные) наоборот, вызывают у детей желание наказать последних.

Также и происходит с героем сказки «По щучьему велению» Емелей, который поймал щуку в проруби. В благодарность за то, что он ее отпустил, научила щука его волшебным словам («По щучьему веленью, по моему хотенью»). И как только Емеля произнес эти слова, то и ведра с водой сами домой пошли и топор стал дрова рубить самостоятельно. Емеля никому не желает зла, а вот люди вокруг него хитрят, суетятся и ловчат. Им уж очень хочется быть знаменитыми и богатыми, но их миновала удача. Все досталось Емеле (его, а ни кого другого, полюбила царская дочь — и сделался Емеля богат и знатен). Сказка прививает детям любовь к животному миру и делает акцент на то, что нельзя быть такими алчными и жадными.

Все русские народные сказки без исключения является учебником нравственного воспитания ребенка, и способствуют развитию эстетических чувств, без которых немыслимо представить и сердечную чуткость к человеческому несчастью, страданию, горю, а также и благородство души. Важный смысл, который несет сказка для дошкольника - усвоить не пассивность, в активность в преодолении неуверенности в себе и собственных страхов.
Развитие ребенка сказкой способствует умению мыслить, выделять главное от второстепенного, творчески усваивать знания и активизировать речевую и познавательную деятельность.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Комментарии к записи "Русская народная сказка- источник нравственного воспитания личности ребенка"
Перейти к форме комментирования
  1. Успешному коллеге – доброе время! Давно не общались. Со своим Фасоном, к Вам! Развиваетесь успешно, рад за Вас! С праздниками! Жду Вас Мария в гости, друга и молодого веб-мастера! С Уважением Анатолий. Сайт - Мой Фасон.

Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.

SocFishing - сервис автоматизации маркетинга