Яндекс.Метрика

Развитие творческих способностей детей с помощью сказок

Сказки - это вымышленные истории о чудесах и удивительных персонажах. Особенно любят сказки дети, сопереживая героям, «окунаясь» в удивительный мир фантазий. При этом у них развивается воображение, творческие способности. Дети приобретают много знаний о мире, времени, связи человека и природы. Детские сказки имеют огромное значение для формирования характера, позволяют малышу испытать и понять неведомые раньше чувства: страх и мужественность, добро и зло, трудолюбие и лень. Большое значение, начиная с раннего возраста ребенка, сказки имеют для развития образного мышления.

Особенности развития творческих способностей у ребенка.
Для более полного раскрытия творческих способностей ребенка необходимо понять принципы развития детского воображения:
Помогайте ребенку развивать свои способности, ведь задатки творческого мышления есть у любого ребенка.
У каждого малыша формируется свой «воображаемый» мир. Это не какая-то фантастическая страна, придуманная им. Детское воображение формируется его привычками и событиями жизни.
Поощряйте проявление творческих «порывов», будь то рисунок, простейшая поделка из пластилина или выдуманная мелодия. Никогда не обсуждайте личность ребенка, сравнивая с окружающими, ведь каждый талантлив по-своему. Учите малыша стремиться к совершенству.
Учитывайте возраст малыша. Начиная с трех лет, дети переходят от предметных игр к образным, предметно-ролевым. А начиная с шести-семи - воображение ребенка уже сформировано как полноценный эмоциональный и психический процесс.

Игры и методы для развития творчества с помощью детских сказок.
Первый метод «Закончи сказку, придумай новое название или новую сказку».
Недочитав сказку до конца, предложите малышу придумать продолжение. Обдумывая, ребенок как бы «проживает» выдуманную историю, и заканчивает, осознанно пережив события сказки, при этом умело фантазируя. Если ребенок затрудняется, предложите ему несколько вариантов, пусть он выберет понравившийся. Например, сказку «Лиса и журавль» можно закончить тем, что персонажи остались добрыми друзьями.
Меняя название сказок, дети очень любят фантазировать, с удовольствием участвуя в увлекательном процессе. Сказка «Теремок» может называться «Домик для зверят», а «Царевна-лягушка» - «Волшебство лягушки».
Попробуйте придумать с ребенком новую волшебную историю. Возьмите за основу часто встречающиеся в детских сказках персонажи и образы, например: принцесса, королевство, свадьба. Начните и позвольте малышу продолжить. Используя свое воображение, ребенок может придумать удивительную сказку. Перевоплотившиеся в фантазии мысли ребенка расскажут о внутреннем мире малыша, помогут понять, насколько он спокоен и счастлив или, наоборот, мучают ли его какие-то страхи и сомнения.

Второй метод «Сказка в рисунках и поделках».
Важную роль в развитии творческих способностей играют занятия с детьми по изготовлению поделок, рисованию, лепке из пластилина. После прочтения сказки, ребенок с удовольствием сможет нарисовать «свое видение» происходящего. Попросите малыша отразить характер героев, «оживить» их, показать «настроение» сказки. Дети, выполняя рисунки и поделки, научатся с помощью цвета, формы передавать не только внешний вид героев, но также их нрав, поведение и поступки.
Также интересным способом для развития детей является «прочтение» сказки по картинкам. Дети, по-очереди описывая каждую картинку, не только научатся последовательно и творчески мыслить, но и смогут правильно выражать свои мысли, что тренирует речь и образное мышление. Сказки для детей – это безграничный мир фантазий, способный многому научить.

Третий метод «Театральные постановки детских сказок».
Это самый увлекательный способ для развития воображения и творческого восприятия. Для воплощения сюжета сказки в действительность, необходимо обычно занять несколько детей, что развивает умение действовать в коллективе. Подготавливая костюмы для персонажей, предстоит провести огромную работу, и без помощи детей не обойтись. Не обязательно мастерить настоящие театральные платья, достаточно какого-нибудь характерного для героя атрибута, который точно передаст характер и сущность персонажа. Возможно изготовление масок из бумаги или подручных средств. Дети очень охотно участвуют в подготовке не только костюмов, но и декораций. Удачным вариантом постановки сказки для детей будет использование кукольных персонажей, фигур животных, домиков из картона. Перевоплощаясь при театрализации сказки, ребенок сможет наиболее полно проявить свои таланты и способности.

Чудесные атрибуты для перевоплощения.
Придумайте для ребенка некий ритуал, чтобы «перенестись» в сказочный мир. В детском саду для детей можно обустроить «Уголок детской сказки». Волшебная атмосфера, где загораются разноцветные огоньки, раздвигается ширма, звучит соответствующая музыка, поможет ребенку ощутить таинственность, загадочность. Дома для ребенка достаточно соблюдать несколько правил, созданных вами, чтобы заинтересовать малыша. Например, чтобы попасть в «Тридевятое государство», ребенок одевает «волшебную» шляпку, включает любимый светильник, берет в руки сказочную куклу и внимательно слушает. Такой предварительный настрой поможет воспитать не только усидчивость, терпение, но и поможет научиться концентрировать внимание на определенном действии и задачах. При дальнейшем обучении в школе, малышу будет легче адаптироваться к новым условиям.

Еще один интересный сказочный предмет – «Волшебная палочка». Прикасаясь к персонажу сказки при повествовании новой истории, ребенок в своем воображении превращает злого героя в доброго, слабого в сильного. При этом выдумывание сказок для детей намного упрощается, они действуют самостоятельно, «вливаясь», участвуя в сюжете. Особенно интересно бывает для детей «оживление» персонажей (ожил и заговорил старый пень в лесу или веселый мяч пропел о своей жизни).

Используйте цветные карточки-символы. Описывая героя, ребенок берет соответствующую персонажу карточку и описывает ситуацию.
- красный цвет – радость;
- желтый – желание помочь, спасти;
- белый – выражение справедливости, правоты;
- синий – чувство жалости;
- черный – несправедливость, страх.
Например, описывая волка из сказки «Красная шапочка», ребенок берет черную карточку, потому что волк страшный и злой. А в конце сказки, когда дровосеки освобождают Красную шапочку, нужно использовать красную и белую карточки. Связь определенного цвета с характерами героев и различными ситуациями, развивает в ребенке творческие способности и умение сопоставлять поступки героев и их поведение.
Таким образом, сказки для детей имеют огромное значение, особенно в развитии воображения и творческого мышления. Используя различные методы и приемы, радуйтесь успехам детей в познании житейской мудрости и духовном росте. Фантазируйте вместе и верьте в чудеса!

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.

SocFishing - сервис автоматизации маркетинга