Взаимоотношение сказочного персонажа и личности ребенка
С помощью сказочных героев дети делают первые шаги к познанию, как окружающего мира, так и взрослых отношений между людьми. А некоторым сказкам свойственно и вовсе оставаться в памяти человека на всю жизнь. Особенно в памяти девочек, которые очень часто примеряют в жизни на себе образы, которыми они так восхищались в детстве. Королевы, принцессы, красавицы, феи, волшебницы и т.д. Но есть одна героина сказок, которая уже смогла пережить несколько поколений. Да, это именно Золушка стала наиболее популярным сказочным персонажем среди всех других героинь детской литературы.
Так, в начале сказки Золушка представляется деткам как общительная, милая, сопереживающая и готовая придти по первому требованию на помощь нуждающимся в ней, маленькой девочкой. Она свободно выражает свои мысли и взгляды и радуется жизни. Ее очень любят родители и стараются дать хорошее воспитание. Но вдруг неожиданный удар судьбы - умирает мама, и отец женится на новой жене – злой мачехе. Которая и поменяет жизнь Золушки коренным образом. При этом дети начинают сопереживать и жалеть Золушку, что положительно влияет на развитие ребенка. У него начинается формироваться свое мнение о жизни, т.е. в жизни не все и всегда может быть хорошо и что может случиться непредвиденные обстоятельства, которые не зависят от воли ребенка. Далее бездействие и беспомощность отца приводят к появлению у Золушки многочисленных и тяжелых обязанностей. Но Золушка все также остается доброй, терпеливой и всепрощающей девушкой. Даже без прав на проявление своих желаний, чувств и эмоций. Это влияет на формирование у личности ребенка таких качеств как самопожертвование и доброжелательность, т.е. на зло нельзя отвечать злом. Так и Золушка, выполнив всю тяжелую работу по дому, не перечила мачехе, а садилась в уголок возле печки на горку золы и послушно ждала дальнейших приказов от сводных сестер и мачехи. Лишь только крестная - фея заботится о Золушке, помогает ей и дает шанс поменять ее жизнь. Но все равно самопожертвования у Золушки не отнять и она собственноручно надевает туфельку на ногу своей сестры и тем самым отказывается от принца. Так и ребенок, оценивая поступок Золушки, понимает, что необходимо заботиться о других людях даже не слишком добрых, и ты будешь вознагражден за это обязательно. Таким образом, сказочные персонажи сказки «Золушка» в процессе формирования личности у ребенка закладывают такие качества как терпение, доброта, трудолюбие, самопожертвование ради других, и веру в то, что все будет обязательно хорошо.
Не только Золушка, но и такие сказочные персонажи как Красная Шапочка также положительно влияют на развитие ребенка и становление личности. Это сказка входит в список самых первых сказок, которые читают ребенку. На первый взгляд простая и незамысловатая история девочки, носящую красную шапочку на самом деле представляет собой сказку с психологическим подтекстом и глубоким смыслом. Сказка непременно ведет к формированию у ребенка такого качества как уважение к старшим. Мама сказала девочке отнести пирожки и горшочек с маслом бабушке, значит надо обязательно отнести и даже не важно, что дорога идет через лес. И Красная Шапочка бросила свои дела и пошла, ведь бабушка ее ждет и может быть ей нужна ее помощь. Кроме уважения к старшим сказка формирует у ребенка понятие, что нельзя поступать так, как мама не разрешает и нельзя разговаривать с незнакомцами. А также следует держаться строго намеченного пути и не быть чересчур доверчивым. Но Красная шапочка очень плохо поступает. Так при первой же встрече с опасностью (с волком) она забывает то, что говорила ей мама и начинает вести дружескую беседу с волком. Вот и поэтому и съели девочку в финале сказки. Грустный конец сказки превращается в добрый и веселый только с появлением дровосеков, освободивших бабушку и Шапочку. Сказка воспитывает у ребенка вежливость, приветливость, умение ценить добро и осуждать зло и обязательно находить правильный выход в самых непредвиденных ситуациях.
А сказочные персонажи сказки «Дюймовочки» направлены на то, чтобы сформировать у личности ребенка чувства жалости и сострадания и к тому же учат защищать слабых. Сказочные персонажи учат не только конкретным действиям, но и дают ребенку информацию для размышления. Дети, анализируя Дюймовочку, приходят к выводу, что преодолевая определенные жизненные трудности, маленькая девочка накапливает только жизненный опыт, что делает ее еще более духовно сильнее. Сказка вырабатывает у личности ребенка стремление к успеху, полагаться на собственные силы и не бояться неудач. Главная героиня сказки своим примером объясняет что, не смотря на все нужно уметь прощать, что положительно влияет на развитие ребенка и залаживает такие ценности как чуткость, сострадание и прощение. Ребенок начинает понимать, что такое предательство. Кроме того он осознает, что даже несмотря на предательство, героиня сказки не становятся озлобленной, а наоборот только крепнет духом. Осмысливание данного сюжета дает толчок ребенку уже к восприятию более новому уровня развития личности.
Ведь сказка для ребенка не просто фантазия, вымысел - это его маленькая жизнь, особая реальность чувства, полная красок, приключений и чудес. Осваивая реальность через сказочный мир образов и переживаний, ребенок выносит из сказки свой социально - педагогический урок.
Согласно исследованиям психологов сказочный мир помогает детям лучше понять окружающую их действительность. Ведь любая из сказок представляет собой рассказ об отношениях между людьми. И ребенок еще должным образом не умеет логически мыслить, да и сказка не требует от ребенка каких-то серьезных логических рассуждений. А всем известно, что дети не жалуют наставлений, а сказка напрямую их и не учит. А просто предлагает образы, которые вызывают у него интерес и таким образом, важная информация усваивается незаметно, сама по себе. Благодаря сказке малыш приобретает новый вид психической активности - умение действовать в представляемых обстоятельствах. Сказки всегда повествуют уже готовую фантастическую историю, но и при этом оставляет для них и простор воображения.