Творчески мыслим,фантазируем и воображаем вместе со сказкой
Как помочь ребенку творчески мыслить, воображать и фантазировать?
Вокруг нас самих всегда находятся противоречия в явлениях, поступках, вещах. Естественно такими же противоречиями и насыщены сказки. И воспитание ребенка следует начинать с того, чтобы научиться данные противоречия решать, т.е научить оригинально творить, придумывать и соответственно думать. Ведь это явное противоречие то, что принцесса лежит на горошине всю ночь напролет! Необходимо это как-то решить и что-то такое изобрести для того, чтобы помочь бедняжке избавиться от горошины и сладко заснуть. А сказочные принцессы только так и спят! Конечно, при этом весь привычный смысл сказки теряет свое значение. Так как горошина нужна для проверки - настоящая ли принцесса? И дети тоже это понимают. Но ведь гораздо важнее создать отважный подвиг и маленькое добро , а еще важнее научится придумывать. И маленькие воображалы обязательно придумают (например, превратить горошину в льдинку, который непременно растает под многочисленными перинами).
Родственником этого метода является и - «Изменение ситуации в знакомых сказках». Развитие ребенка в этом методе состоит в том, что рассказывая знакомую сказку, договариваетесь с ним, что в ней будете изменять. Сначала конечно стоит самим совсем немножко что-то поменять, но так чтобы это побуждало ребенка придумывать и самому. Например, скажите малышу: «Давай сделаем так, чтобы когда Золушка убегала от принца, потерялось не туфелька, а что-то. И при помощи этого принц тоже нашел Золушку. Так что же потеряла Золушка, и каким образом принц все-таки ее нашел? Развитие ребенка должно идти путем проб, рассуждений и ошибок в выяснении возможных ответов: это мог быть, к примеру, поясок от бального платья или другая какая-нибудь деталь наряда, а может кольцо. И дети постепенно будут учиться и сами менять в сказках определенные ситуации. Важно также в воспитание ребенка научить сказку по– разному говорить (долго, кратко или более детально). Ведь рассказать кратко – это надо уметь. А, к сожалению не все дети могут выражать свои мысли лаконично и кратко. Поэтому развитие ребенка при помощи сказкотерапии учит его не только неординарно и оригинально мыслить, но и говорить красиво.
Сказка тем и хороша, что влияет всесторонне на воспитание ребенка. Эти возможности просто необходимо использовать. Увлекательным и интересным методом является и метод «Перевирания сказки». Но сказка должна быть максимально знакомой ребенку. Например, вы ему говорите: «Жила-была девочка, и звали ее Желтая Шапочка». Маленький сказочник сразу же вас поправит, что не желтая была шапочка, а красная и так далее. Детям, конечно, хочется услышать знакомый сюжет, но и новые правила игры их тоже интересуют. И порой малыши просят рассказать родителей неправильную и смешную сказку. Перевирание сказки особо веселит ребенка и это заставляет его сосредоточится для того чтобы исправлять ошибки взрослых. Стоит только разумно переврать сюжет сказки, поменяв лишь отдельных героев или действия. Так в сказке «Колобок» можно: «Катится колобок, а навстречу ему носорог…». Родителям желательно овладеть и актерским мастерством в этом случаи, т.е. удивиться своей забывчивости при помощи жестов, мимики, тона и конечно похвалить изобретательность и хорошую память ребенка.
Дети в процессе многократного прочтения сказок привыкают к тому, что волк обязательно-злой, лиса - хитрая, колобок – добрый и это создает у них определенные стереотипы. Но для того чтобы развитие ребенка было разноплановым очень даже полезно их ломать и вместе с ребенком воспроизвести «Сказку по – новому»! За основу сказки берется ее старый сюжет, а главные герои наделяются противоположными качествами. Где зайчик становится злым и хитрым, а лиса - скромной и послушной.
Для развития у ребенка воображения и фантазии очень эффективна «Сказка-калька». При этих условиях главные герои сказки остаются, но могут попадать в совсем другие обстоятельства, которые могут быть и невероятные, фантастические (заяц не жил в лубяной избушке, а в летающем тарелке). И наоборот очень близкие к жизни ребенка обстоятельства (петух, заяц, произнеся волшебные слова, вдруг оказались в зоопарке или в лифте на 5-ом этаже).
Родителям необходимо стремится приучать детей быть в сказке активными и даже ломать ее привычный смысл. И это поможет не только в воспитание ребенка, но будет способствовать развитию языка, творческого мышления и воображения. Смелее проводите эксперименты в сказках!!!
В жизни каждой мамы воспитание ребёнка является главной миссией. И никто не говорил, что это будет легко. Мы когда с этим столкнулись, то поняли, что это долгий и трудоёмкий процесс. И поэтому стараемся приложить максимум усилий. Для того, чтобы развитие ребёнка было нормальным, заниматься с ней по несколько часов ежедневно. Мы делаем это в виде игры. Для начала выбираем сказку, которую она хотела бы услышать. Далее я читаю её, одновременно показывая иллюстрированные картинки. Где-то на середине я останавливаюсь, и мы вместе придумываем конец. Иногда я прошу, чтобы мая малышка рассказала, как она видит того или иного героя. Например, при чтении «Красной шапочки», волка она себе представляет не таким страшным. Надо будет обязательно попробовать и ваши советы.