Развитие творческих способностей у детей
В современном обществе очень высоко цениться творчество. К тому же творческие профессии в настоящее время практически одни из самых популярных и востребованных, а многие целеустремленные творческие люди всегда находят свое место под солнцем для дальнейшей реализации своего творческого потенциала. Но неизвестно, по какой причине, к сожалению, многие родители не считают важным составляющим в процессе воспитания развивать творческие способности детей. Обычно они акцентируют внимание на речи, мышлении и памяти малыша, при этом забывая про творчество и воображения. Конечно, никто не спорит, что все эти три пункта очень важны для ребенка, но полностью творчество исключать нельзя. Его развитие должно обязательно идти в одну ногу со всеми остальными направлениями и это необходимо для каждого ребенка. И пусть он не станет в будущем успешным актером или знаменитым певцом, но зато у него будет творческий подход к решению определенных жизненных задач. И это поможет стать ему интересной личностью, а также и человеком, который будет способен преодолевать возникшие на его пути трудности. Естественно у каждого ребенка творчество проявляется по-разному: у кого-то в меньшей степени, у кого-то и в большей. Все это будет зависеть от природных задатков. И если у малыша есть хотя бы малейшие творческие способности, то ему гораздо легче будет учиться, работать и строить отношения с окружающими.
Что такое творческие способности?
Сегодня творческие способности включают в себя комплексное понятие, которое состоит из определенных составляющих:
-умение познавать все новое;
-стремление к познанию;
-активность и живость ума;
-умение в обычных явлениях и привычных вещах находить нестандартное;
-стремление к постоянным открытиям;
-умение применять на практике полученные опыт и знания;
-свобода воображения;
-интуиция и фантазия, в результате которых и появляются соответствующие открытия и изобретения.
Когда необходимо развивать творческие способности детей?
Все задатки человека формируются еще с раннего детства и в течении последующей жизни просто совершенствуются и реализуются. Поэтому стартовой точкой развития этих способностей должно и быть раннее детство. Очень часто родители несерьезно воспринимают «небылицы» своих маленьких выдумщиков, а иногда и вовсе взрослые даже их пресекают. Фантазирование на самом деле – это специфическая особенность, характерная для дошкольного возраста. И не стоит ни в коем случае мешать этому процессу. Просто сделайте вид, что верите в доброго Волшебника и в то, что непременно сегодня побываете на Луне и т.п. Именно в таких «воображалках» и зарождается творческий потенциал. Взрослые должны знать и помнить о том, что пик творчество у детей наступает в 3-4 года. В этом возрасте малыши могут насочинять такое ,что мы, взрослые просто диву даемся – каким образом это вообще можно придумать.
С чего начать развитие творческих способностей у детей?
А начать, прежде всего, стоит с себя! Главную роль в дошкольном возрасте в процессе развития творческих способностей у детей играют непосредственно родители. За частую многие родители мечтают видеть своего ребенка творческой личностью, но сами при этом таковыми не являются и даже не стремятся что-нибудь поменять в себе. А если родители обладают определенными творческими способностями, то это просто идеально - может получиться прекрасный семейный творческий тандем. Ну, а если по воле судьбы, творчество далеко не ваш конек, то это не беда и расстраиваться в этом случае не стоит. Вы все равно можете помочь своему любимому чаду. Главное - иметь огромное желание и соответствующие знания в этой области вопроса.
Не воспринимайте совсем невинные фантазии маленького выдумщика как что-то примитивное, помните, что любая фантазия ребенка это скрытое зерно творчество. А также и не стоит смеяться над детскими небылицами. Так как творческий ребенок видит обычные вещи в другом ракурсе. Не огорчайтесь и не пытаетесь ругать и наказывать малыша за то, если он говорит, что на картинке изображена, допустим рыбка, а не как самом деле - чайник, не стол, а - осьминог и так далее. Естественно, маленький воображало прекрасно знает, как выглядят стол и чайник, и что именно они изображены на картинке, просто ему, скорее всего, захотелось пофантазировать. Не забывайте, что малышу в этом возрасте не хочется воспринимать общепринятое понимание вещей, а наоборот хочется дать волю воображению и творчеству.
Чрезмерная серьезность, скованность и консервативность родителей не совсем подходящие помощники для того, чтобы развивать творческие способности детей. Взрослым в обязательном порядке стоит научиться играть в детские игры. Веселитесь, шалите и не бойтесь на определенное время стать детьми. Нарушайте иногда существующие правила поведения взрослых, ведь все это во имя ваших же детей. И это не только сблизит вас с ребенком и будет способствовать его развитию, но и станет своего образа хорошей «здоровой» психотерапией, позволяющей отвлечься, отдохнуть и если хотите, даже снять напряжение или стресс. В обязательно порядке сочиняйте с ребенком сказки, стихи, придумывайте несуществующих растений и животных, т.е. поддерживайте всячески творческую инициативу малыша.
Методы развития творческих способностей детей
На развитие творческих способностей у детей благоприятно влияют различные виды детской деятельности, которым достаточное внимание уделяется в детском саду, но если ваш малыш не посещает это учреждение, то это тоже не беда. Вы самостоятельно можете с ним заниматься и дома. И это совсем не сложно, а даже наоборот весьма увлекательно и интересно.
И так, методы развития творческих способностей детей:
1. Окружающий мир
На прогулке, транспорте, дома - в общем везде где вы находитесь вместе со своим ребенком обсуждайте что именно вас окружает и что происходит вокруг вас. Такое общение архиважное не только для воображения малыша, но для всего развития в целом. Ваши рассказы о животных, явлениях природы, растениях и других вещах окружающего мира, ваш речь – это самый первый и очень важный урок для ребенка. Таким образом, переданные вами знания и понятия будут хорошим стартом для последующего обучения ребенка, развитие его способностей, и в том числе и творческих.
2. Развивающие игрушки и игры
Желательно родителям по возможности следить за тем, чтобы в арсенале непоседы было как можно больше полезных игрушек (или все). В обязательном порядке должны присутствовать конструкторы и мозаики, но естественно все должно соответствовать возрасту ребенка.
А перед тем как дать в руки малыша очередную игрушку - ознакомьтесь с ней сами и решите, принесет ли она какую-нибудь пользы ему. Можно воспользоваться следующими играми, влияющими и стимулирующими развитие творческих способностей у детей:
-«Превращение»
Нарисуйте 4 круга ребенку, и дайте ему возможность пофантазировать: пускай он их во что-нибудь превратит (дорисует). К примеру, в цветок, солнце, снеговик, воздушный шарик и т.п. Кстати тоже самое можно и проделать с остальными геометрическими фигурами;
- «Что там такое?»
Необходимо положить какой-нибудь предмет в шкатулку или коробочку и пусть ваш любимый выдумщик угадает, что же там находится, но при этом он может задавать вам сопутствующие вопросы и строить свои догадки;
-«Хорошо-плохо»
Взрослые называют предмет, а малыш должен сказать, как он считает, что в нем плохо и что - хорошо.Например, утюг: хорошо, что можно погладить белье, плохо, что можно обжечься. Ветер: хорошо - не жарко в солнечных день, плохо- можно простудиться и заболеть и так далее.;
-«Игры со словами»
Если стоите в очереди в магазине или поликлинике, идете с детского сада играйте с малышом в слова: вы называете определенное слово, а он пусть учиться подбирать к нему противоположное слово по значению (антоним): добрый- злой, сухой- мокрый, черный -белый; синоним (близкое по значению): красивый- прекрасный, работать –трудиться и т.д.;
-«Нестандартные задачки»
Необходимо чтобы ребенок пытался найти предметам необычный способ использования. К примеру, ложкой можно не только кушать, но и переливать жидкость из одной емкости в другую и т.п. Постарайтесь придумать необычный способ использования мяча, зеркала, кружки и других предметов. И самое важное: не бойтесь сами придумывать различные задачки для «всезнающего» детского ума. Одним из вариантом может быть и это: в город приехал цирк, но по каким-то причинам в городе закончился весь клей и афиши расклеить нечем. А как тогда сделать так,чтобы все жители узнали про цирк? Или: вся семья пошла в лес и взяли собой хлеб, консервы, компот, а нож забыли. И как теперь открыть банку?;
- «Что будет, если…»
Предоставьте возможность малышу пофантазировать: что будет если вдруг все станут великанами или кошки начнут говорить человеческим языком так далее.
3. Рисование
Дайте своему малышу в руки фломастеры, кисточки, краски, карандаши. Запаситесь бумагой и конечно … терпением. Да, безусловно, вам придется, потом стирать перепачканные штанишки и рубашки и следить за тем, чтобы маленький художник не изрисовал весь дом, а ограничился только лишь бумагой. Ничего страшного в этом нет, все через это проходят! Вдруг у вас растет маленький «Репин» или «Пикассо»! Лучше заняться рисованием вместе с малышом и научить его правильно держать кисточку и пользоваться красками. В начале лучше всего изучить все цвета, а затем приступайте к рисованию. Начинайте с рисования простых геометрических фигур. Но при этом стоит непременно обсуждать весь процесс, а особенно первые «шедевры» ребенка. И когда он уже научиться многому, то дайте волю его самостоятельности.
4. Лепка
По каким - то причинам далеко не все родители покупают своим детям пластилин. И очень зря! Ведь именно лепка очень полезна для ребенка, она развивает пальчики, и к тому же пробуждает творческие способности детей и позволяет малышу проявить всю его фантазию. На первых началах вы будите лепить шарики, колбаски, колечки, а затем постепенно малышу самому захочется расширить свой спектр умений и он начнет лепить что-то уже более сложное. Родители обратите внимание на то, чтобы пластилин был мягкий и яркий!
5. Чтение
Читать детям требуется не только на ночь, но и в любое другое время. Это должны быть подобранные по возрасту и желательно интересу ребенка сказки, рассказы, стихи, литературные произведения. Некоторые специалисты утверждают, что чтению для ребенка необходимо уделять не менее 30 минут в день. А если вы будите вместе с ним посещать библиотеку, то увидите, когда он подрастет и пойдет в школу - он сам будет захаживать частенько в библиотеку. Книга, как ничто другое дает определенный полет фантазии и огромную возможность для воображения, а значит и способствует развитию творческого потенциала.
6. Музыка
Детские песенки и классическую музыку ребенок должен слушать с раннего детства. Это положительно влияет на развитие памяти и образного мышления. И постепенно вы вместе с ним будете петь сами песенки. В случае, если вас каким-то образом обошли музыкальные способности, то по желанию малыша можно отдать его и в танцевальный кружок или кружок по обучению игре на конкретном музыкальном инструменте.
7. Аппликация
Не бойтесь давать в руки ребенка ножницы. Пускай сначала под вашим присмотром он вырежет определенный предмет, а вы в свою очередь объясните ему все необходимые правила соблюдения техники безопасности и памятку по пользованию ножниц. Начните с простой аппликации из геометрических фигур. Можно, к примеру, нарисовать на цветной бумаге фигуры, а затем пусть малыш вырежет и сам составит аппликацию по своему замыслу. Очень удобно также использовать уже готовые комплекты для аппликаций.
Прежде чем решать, как развивать творческие способности ребёнка, помните о самых простых истинах:
- развивайте творческое воображения малыша везде и всегда, а не только в специально отведенное для этого время и место;
- окружающая среда ребенка должна способствовать его развитию;
- у малыша должен быть необходимый «арсенал» инструментов и материалов для детского творчества: пластилин, краски, цветная бумага и многое другое;
- поощряйте и хвалите только безопасные творческие детские инициативы;
- не превращайте занятия с малышом в скучные уроки и всегда поддерживайте его инициативы;
- не давайте слишком много информации детскому мозгу. Не стоит забывать,что ваша задача - развитие способностей;
- процесс развития творческих способностей детей должен носить регулярный характер;
- обучение и развитие малыша дошкольного возраста должно происходить только через игровые задания, упражнения и саму игру.
Когда-то очень мудрый восточный мудрец сказал: «Ребёнок - это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь».
Вот этой мудростью и руководствуйтесь при воспитании своего маленького творца. У каждого ребенка свои задатки и свой предельный уровень способностей. Для одних детей будет, например, максимальным нарисовать радугу, а для других -целую картину вокруг нее. Помните об этом!
У меня дочка сейчас такая фантазерка. Не хочется, чтобы она эти черты с годами потеряла. Все-таки фантазия - это такая связь с детством
Да, действительно фантазии у детей не отнять.Мой маленький сын постоянно что-то придумывает.Например,идем по улице,светит солнце,он говорит: "Мама, а что мы будем делать,если вдруг сейчас пойдет сильный дождь,зонтик то мы не взяли?".Я всегда в таких случаях даю ему возможность пофантазировать и у него всегда рождается масса способов укрыться от дождя (вызвать космический корабль,представить что мы птицы которым хотят пить и выпить весь дождь или грибы которые быстро и хорошо растут под дождем и т.д.)а затем вместе с ним выбираем более подходящий реальный вариант.И лепка у нас тоже всегда идет на "ура".При этом мы начинаем лепить героем из разных сказок,представляя, что они попали все на одну планету, и как там они будут вместе жить.И тогда моего малыша так "заносит" в области фантазии,что иногда думаешь, как это могло родится в этой маленькой головке, и откуда он мог это вообще взять.Надеюсь, что в будущем ему это тоже поможет при решении уже взрослых жизненных задач.
Хоть уже и в возрасте, а иногда так хочется побыть с детьми. Заходите в гости.
Интересная статья. У меня два сына и эта статья как раз кстати 🙂 Спасибо большое!