Методика раннего развития детей Марии Монтессори
В настоящее время раннее развитие детей становится все более популярным и актуальным среди родителей. Достойное место среди многочисленных детских систем развития занимают методики раннего развития Марии Монтессори.
Итальянская ученая (доктор медицинских наук) практически всю жизнь посвятила детям в наблюдении за ними, и разработке создания условий (методов, способов) для успешного их развития. Основной смысл методик Монтессори заключается в том, что можно ускорить заметно процесс развития ребенка, если создать для него соответствующую атмосферу. Как правило, занятия приобретают игровую форму проведения, где ребенок самостоятельно выполняет все упражнения и даже сам пытается заметить и исправить свои ошибки. Роль педагога в этом процессе заключается только в пробуждении детского интереса и предоставлении полной свободы действий. Педагог наблюдает и по необходимости помогает. Монтессори делает акцент на коллективные упражнения, которые и помогают адаптироваться в быту и приобрести навыки общения.
Кроме этого автор обратила пристальное внимание на наиболее активные периоды развития в жизни детей (сенситивные фазы). Согласно проведенным исследованиям Монтессори, в эти периоды ребенок максимально восприимчив, что способствует протеканию учебного процесса самостоятельно, при этом он основывается на взаимообмене с окружающей действительностью. Например, пик в первой фазе (0-4 года) приходится на 2-2,5 года. Именно в это время малыш «впитывает» все особенности окружающей обстановки. Вследствие чего, внешний порядок вещей четко проецируется на внутренний уклад. Из-за этого ребенок может и временами капризничать: просто, что-то нечто изменилось во внешнем привычном мире и это расстраивает его, т.е. возникло несоответствие внутреннего и внешнего. Поэтому многие дети могут и капризничать, например, собираясь на прогулку. Монтессори рекомендует следить, как и за психологической атмосферой в доме, так и за обычным банальным порядком: привычка у ребенка видеть убранные аккуратные комнаты может впоследствии вызывать у него поддерживать и наводить порядок.
Система обучения Монтессори
Монтессори в свои методики раннего развития детей ввела специальный термин - Монтессори-материалы. Значение, которого объединяет понимания развивающих игр и учебных пособий. Предметы для обучения производятся только из 100%-натуральных материалов, а соответственно и имеют немалую стоимость.
Вся система обучения автора предполагает разделение Монтессори-класса на несколько различных зон. В одной зоне ребенок пытается приобрести навыки самостоятельности: учится одеваться, владеть инструментами, необходимыми для различных видов деятельности (к примеру, ножницы - для вырезания, кисточка - для рисования). В другой же зоне дети познают окружающий мир: учатся находить отличия между предметами по цвету, форме, внешней оболочке. В зоне активной деятельности для детей предусмотрен комплекс упражнений для развития двигательных навыков и координации. Изучение основ математики, географии происходит в зоне развития интеллекта.
Следует напомнить, что методика развития детей Монтессори построена на свободном выборе детей, т.е. они выбирают интересные материалы и во время занятий разрешается играть. Ключевой момент - это привлекательность материала, и интерес к нему может пересилить желание продолжить играть в уже начатую игру. Тогда ребенок просто отложит в сторону игрушки и погрузится в процесс познания, например составление мозаики.
Кроме того во все методики раннего развития детей Монтессори рекомендует вводить такое понятие как «круг». Это представляет собой что – то похожее на разговор по душам на определенную тему. И хотя это длится совсем непродолжительное время (четверть часа), но педагог успевает с детьми обсудить происходящие в их жизни события. Предметом разговора могут быть самые различные темы. В канун праздника – это разучивание стишков и песен. В обычные дни - природные явления и так далее. Но это все должно происходить в привычном для ребенка ритме жизни, т.е. система Монтессори дает детям возможность естественно развиваться, в гармонии с жизненными процессами. Приведем ниже популярные серии развивающих игр Монтессори.
«Цветные цилиндры»
Это развивающая игра Монтессори, связана с сопоставлением. Один из вариантов этой игры - это деревянные цилиндры, окрашенные в различные цвета (по 5 цилиндров каждого цвета). Кроме того, одноцветные цилиндры отличаются друг от друга по высоте. Цель игры состоит в том, чтобы научить ребенка выстраивать ряды и сопоставлять величины, т.е. демонстрировать серии одинаковых по определенному признаку цилиндров. Таким образом, ребенок в ходе этой методики развития детей может научиться, не только распознавать «маленький» и «большой» цилиндры. Но и, «самый большой», «поменьше», «средний», «маленький», «самый маленький». Дети смогут различать предметы отличающие друг от друга немного по величине. К тому же это можно также и использовать как счетный материал. А для развития логического мышления следует добавит ряд упражнений:
- выстроить «заборчик» определенного одного цвета;
- построить «заборчики» различной степени сложности;
- выстроить «заборчик» одной высоты из цилиндров, но их может быть только пять;
- для восприятия закономерности можно разделить цилиндры на две группы: 5 цилиндров одного цвета тому, кто играет с ребенком и 5 –ребенку, но другого цвета. И построить постепенно двухцветный «заборчик». Например: «Я ставлю я желтый, ты синий, я - желтый, ты - ? » Затем можно, и усложнить задачу и использовать 3, 4, 5 цвета.
«Рамки-вкладыши»
Обычно дети в возрасте 1-1,5 года очень любят подбирать предметы по размеру и по форме. А игры из этой серии позволят им заниматься не только любимым занятием, но и узнать много интересного и нового, и к тому же тренировать и мелкую моторику рук.
В серию игр «Рамки-вкладыши» входят: «Фрукты», «Бабочки», «Листья деревьев», «Грибы», «Рыбы», «Птицы», «Домашние животные», «Животные Африки», «Геометрические фигуры», «Цифры», «Алфавит» и т.д. Все эти рамки имеют определенные свои степени сложности ,но варианты игры в них схожи.
Они обучают:
- ориентации на плоскости (от ребенка требуется вставить конкретный вид животного в подходящую для него рамку);
- основам логике и классификации (опята, боровик, поганка, - грибы);
- при помощи рамок ребенок учится заштриховывать, обводить, раскрашивать по контуру рисунка и стараться не выходить за него, при этом следуя от более простого к сложному;
- ребенок пытается распознавать по видам предметы. Например, видя на картинке в книжке боровик, он не просто скажет «грибочек», а «гриб-боровик».
- обучают различать предметы и по силуэтам и по понятиям, связанным с формой.
Методика развития детей Монтессори не содержит утомительных уроков и скучных упражнений. Все обучение – это своеобразная игра. Интересная, и с яркими занимательными игрушками. Таким образом, малыш – и письму, и чтению, и даже бытовым навыкам учится играя.
А многие игры системы Монтессори вовсе и не требуют особенных игрушек, к тому же они делают игрушками для ребенка обычные вещи в доме. Ведь детям намного интереснее играть с теми предметами, которыми пользуются взрослые.
"Игра "Аквариум"
Для этого используются : пластмассовые предметы (мозаика, пуговицы, фишки, шарики), банка с водой, дуршлаг (ложка с дырочками), мел, ложка с длинной ручкой, поварешка. Пуговицы, шарики бросают в банку, пытаясь брать их только тремя пальцами то левой, то правой руки. И после того как аквариум заполнится, ребенку можно приступать к ловле «рыбок». Ему предоставляется возможность использовать в качестве сачка все предметы и при этом пытаться вытаскивать при помощи только одной руки.
"Переливание воды"
Игрушки: банки различных объемов, поднос, лейка, тряпка, мерный стакан. Подкрашенную воду постепенно перелить из лейки в мерный стакан. Далее вода выливается в разные сосуды и снова возвращается в мерный стакан, т.е. через повторения определенного хода действия ребенок узнает, как распределяется по-разному в различных сосудах одинаковое количество воды. При этом обсуждаются вопросы: "Где воды больше?" "Где равные количества воды?". Монтессори рекомендует в качестве контрольного задания ребенка: предложить переливать молоко или сок.
Игра "Ходьба по линии"
Наклеить или нарисовать линию, похожею на форму эллипса (диаметр более 4 метров в длину). Предметы для ношения: колокольчик, цветы, мерный стаканчик с подкрашенной водой, свечка. Всем известно, что детям очень нравится передвигаться, балансируя на бревне или бордюре. Это вызывает у него большой интерес. Так и в этой игре ребенок ходит по линии, нося различные предметы. Важно при движении по линии, чтобы на каждом шаге пятка одной ступни касалась носка другой, а также, чтобы не пролить воду, уронить книгу или цветок.
Игры с бисером
Данный тип игр занимает важное место в системе игр Монтессори, направленных на раннее развитие детей. Ведь развитие мелкой моторики ребенка существенно влияет на освоения ребенком речью и развитию мышления. Бисер и бусины ребенку предлагают в перемешанном виде в одной коробочке. И ребенок должен их разложить в другие емкости по каким-либо выбранным принципам (форме, цвету). Рекомендуется брать двумя пальцами по одной бусине. И важно для того, чтобы малыш не потерял интерес к игре, бисера или бусин не должно быть слишком много. Кроме того особый интерес у детей вызывают занятия нанизывания бисеринки на нить, в результате чего получаются бусы.
Игра "Больше и меньше"
Для этого необходимы разного размера банки из под крупы, бутылочки, пузырьки. Отвинтите крышки из-под нескольких бутылочек и покажите ребенку принцип завинчивания крышек, т. е как подбирается и завинчивается к определенной банке крышка. Затем малыш пусть все проделает сам.
«Была лужа – и нет ее»
Это упражнение имеют определенную воспитательную силу: ребенок пролив что-нибудь будет стараться убрать за собой. Сначала стоит научить малыша переносить воду губкой из одной тарелки в другую. Необходимо на поднос поставить две тарелки: слева-с водой, справа - пустую. Затем покажите, как правильно пользоваться губкой: набрать воду в одной тарелке и отжать в другую, при этом стараться, чтобы вода не попадала на поднос. Если вода все-таки попадает на поднос, то покажите ребенку как ее вытереть при помощи губки.
Монтессори - это уникальный метод развития и воспитания детей. Он основывается на разумном соотношении между выбором четкой структуры, специально предназначенного для маленького ребенка и свободой. К тому же дает основательную базу для формирования личности - всестороннее развитой, счастливой, ответственной и образованной.