Яндекс.Метрика

«…Нет тайны рождения, есть тайна развития!» Никитин Б.П.

Самые известные методики раннего развития детей принадлежат авторам, педагогам - новатором Борису Павловичу и Елене Алексеевне Никитиным. Никитины являются классиками отечественной педагогики и авторами многочисленных развивающих игр для детей. На примере своей семьи Никитины еще в то советское время показали, что и помимо устаревших стереотипов в воспитании можно помочь детям стать гармоничной самостоятельно развитой личностью.
Впервые об их методики развития детей начали говорить в конце 50-х годов XX века. Мягко говоря, общественность была шокирована и удивлена тому, какими способами молодые супруги воспитывают своих дочек и сыновей. Но и в тоже время все прибывали в недоумении от того, как дети Никитиных, которые и не только босиком бегали по снегу, выполняя различные гимнастические упражнения, но и поражали всех своим здоровьем и интеллектом. В 4 года Никитины дети понимали азы математики, даже уже умели читать. С огромным увлечением занимались развивающими играми, разработанными их родителями, а начав школьное обучение, заметно и значительно опережали своих сверстников в развитии.

«Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но... не опаздывайте и, помогая... думайте сами. Нет тайны рождения, есть тайна развития!»

Этот основной базис заложили Никитины в свои методики раннего развития детей. Авторы утверждали, что в общении с детьми взрослые обычно допускают две крайности. Первая-это их чрезмерная организованность, т.е. беспрерывные занятия, упражнения и постоянный уход, игры. Получается, что у ребенка не остается времени для его самостоятельного развития. Вторая-недостаток внимания. Что порой общение с ребенком сводиться только к самым необходимым вещам: напоить, накормить, да спать уложить. Такой подход способен привести ребенка к задержке психического и эмоционального развития, а также к возникновению психологического «голодания». Никитины выделили основные составляющие и слагающие методик, направленных на раннее развитие детей – это старания, близость к природе, ответственность и конечно развивающие детские игры. Дети, по их мнению, должны быть себе хозяевами и ответственными за свои поступки. И взрослые ни в коем случае не должны к чему-то их принуждать, а быть для детей только помощниками в определенных жизненных ситуациях. Родитель в свою очередь должны лишь подталкивать ребенка при этом, не опережая его, а только вступая с ним в диалог.
Никитины считают архиважной задачей: развитие творческого потенциала у ребенка и достойную подготовку его уже к взрослой жизни.
Напомним, что основными принципами методик развития супружеской пары Никитиных являются:
-спортивная обстановка в доме с необходимым спортивным инвентарем и легкая одежда;
-полная творческая свобода ребенка. Он занимается только по своему желанию, при этом обязательно должны сочетаться другие виды деятельности со спортивными занятиями;
-родительское неравнодушие. Родители принимают активное участие в играх, сопереживают за неудачу или успех и вступают в открытый диалог.
Все эти принципы методики раннего развития детей авторов имеет направленность на то чтобы не мешать ребенку и не оказывать определенное давление, а наблюдать, помогать, при этом ориентируясь лишь на желание и состояние ребенка. А также и создание необходимых условий для успешного и дальнейшего развития детей.

Развивающие игры Никитиных

В первую очередь практически все методики развития детей базируются на соответствующих детских играх. Никитины предусматривают включение в методики обязательную совместную деятельность ребенка и родителей. Так как они имеют определенный большой потенциал, и должны подстраивать под себя, под свои интересы и уровень развития. Каждая авторская игра построена, так что предоставляет возможность подумать над тем, как еще ее можно улучшить и что можно к ней добавить. При этом вариантность решений уже заранее продумано, ведь именно она и направляет ребенка к развитию творческого потенциала и способностей.
Игры Никитиных представлены в виде головоломок, направленных на достраивание и распознание образов, что непременно ведет к развитию творчества и логики у ребенка. Каждая методическая игра по сути – это своеобразный набор задач. А вот решение которых ребенок обязан отыскать использую кубики ( которые и названы в честь автора кубики Никитина), конструктора или квадратов из картона. Задачи, которые ставиться перед детьми согласно методики имеют разный вид: модель, чертеж, инструкция. Так ребенок начинает понимать знакомиться с различными способами передачи информации. При этом задачи задаются от простого к сложному и рассчитаны на достаточно широкий диапазон трудностей. В этом и заключается интерес к данной методики на протяжении последующих многих лет.

«Сложи узор»

Основой этой забавы считается творческая работа и использованием 16 одинаковых кубиков. Грани каждого кубика имеют свой разный цвет. Предусмотрено наличие 4 цветов, т.е детям предоставляется возможность собирать узоры и одно, двух, трех и даже четырехцветные в большом количестве вариантов. Ребенок в этой игре должен выполнить три задания:
1. Собрать из кубиков узор по уже заданному.
2. Решить обратную задачу- изобразить рисунок узора, смотря на кубики
3. Придумать новые узоры из максимально задействованного количества кубиков - значит выполнить творческую работу.
Все эти упражнения ориентированы на развитие способности у детей к анализу, развитию интеллекта и мышления.

«Рамки и вкладыши»

Эта развивающая игра рассчитана на самых маленьких гениев. Забава состоит из 16 рамок с определенными вкладышами, имеющими форму геометрических фигур. Это треугольник, круг, квадрат и т.д. Начинать игру стоит с демонстрации вкладышей. Взять конкретную фигуры геометрии, назвать ее и показать ребенку. Авторы при этом рекомендуют выкладывать фигуры обязательно на однотонную поверхность. Продемонстрировав несколько видов фигур можно отдать их ребенку для самостоятельного изучения. В процессе игры можно также предложить малышу какую-нибудь коробочку или емкость, куда бы он смог складывать рисунки, а затем и доставать их обратно. Естественно со временем ребенок ознакомится и со всеми 16 фигурами комплекта. Так начиная с небольшого количество рисунков можно привлечь малыша еще до исполнения одного года. Позже, когда малыш уже подрастет, необходимо постепенно усложнять задачу: обвести контуры фигур ручкой или карандашом, или сделать двойной или тройной контур. Можно также и рисовать определенные фигурки по заказу (три треугольника, два круга) и при этом создавать конкретные смысловые картинки(елочку из треугольников, солнце из круга).

«Сложи квадрат»

Это своего рода производная головоломки. Смысл ее заключается в том, чтобы сложить квадрат из нескольких кусочков разной формы. Но такой вид головоломки был очень трудный для восприятия ребенком. И тогда Никитины ее упростили, в итоге получилась развивающая игра, предназначенная для детей от двух лет. Игра предусматривает 12 разноцветных квадратов, расположенных на дощечке (размером с альбомный лист) и как бы вставлены в своеобразные окошечки (специальные отверстия). Детям младшего возраста рекомендуется оставить несколько самых простейших квадрата. К примеру, квадрат из двух треугольников или прямоугольников, целый квадрат. Детали стоит разложить либо по цвету либо показать ребенку каким образом из двух половинок получается квадрат. После этого малышу предоставляется свобода действий и выбора. Такие упражнения помогут ребенку соотносить понятия целого и части, развивать интеллект и формировать логическое мышление.

«Уникуб»

Имеет вид головоломки, состоящих из 27 кубиков, окрашенных в желтый, красный, синий цвета. Все кубики необходимо высыпать на стол, и из них требуется собрать кубик по образцу или одноцветный. Никитины поясняют, что занятия в уникубе достаточно сложные и не стоит их давать каждый день. Игра направлена на развитие памяти, внимания, усидчивости, дает представление о трехмерном изображении.

«Кирпичики»

Это развивающая игра закладывает у ребенка основы черчения и пространственного мышления. Есть восемь одинаковых блоков, и есть три вида заданий:
1. Построить модель по заданному исходнику (чертежу).
2. Сделать непосредственно чертеж по уже построенной модели.
3. Выдумать свою новую модель и составить чертеж к ней.
Такая детская развивающая забава тренирует усидчивость, внимание и мозг.

«Дроби»

Данный тип игры насчитывает 12 кругов различных по цвету. Первый круг-это целый, а уже остальные разделены на 2, 3, 4, 5 части и так до 12. Получается 78 частей. Все эти части высыпаются на стол. Дроби собираются по цветам на столе, затем из каждой кучки необходимо сложить круг соответствующего цвета. Так дети будут иметь представление, что такое дроби и их соотношение, а также и знакомится с названиями (одна пятая, две трети и т.п). К тому же это игра дает детям усвоить принцип дробей: чем больше частей, тем меньше части. Такое пособие и способствует научиться распознавать цвета и владеть порядковым счетом. Даже самым маленьким будет интересно находить схожие по цвету части и затем их составлять в единую фигуру.

Сколько давать сразу игр, как их вводить?

Родителям стоит подойти к этому вопросу творчески - ориентируйтесь на успехи, заинтересованность и рост способностей ребенка. Естественно, новые игры необходимо вводить постепенно, так как избыток их приведет моментально к обесцениванию. Периодическое детское «остывание» к игре должно быть сигналом к тому, что стоит перейти к новой игре. В один день, по имению авторов, можно использовать и 2-3 игры, но с соблюдением главного условия: 2 из них должны быть достаточно хорошо знакомы ребенку.
Для достижения определенного успеха стоит начать с более простых частей или посильных задач. Кирпичики»(2-6), «Сложи квадрат»(2-6), «Дроби»(3-7), «Сложи узор»(4-8), Уникуб»(6+).
В том случае, если у ребенка при решении методических задач игры значительно сокращается время на ее решения. И он начал сам придумывать новые модели, а затем их складывать. Это значит, что он подрос, и что игра ему ничего уже не дает – стоит перейти на новый уровень сложности игры либо вообще к другой развивающей игре.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.

SocFishing - сервис автоматизации маркетинга