Яндекс.Метрика

Методика раннего развития Масару Ибука

Масару Ибука и его оригинальная система раннего физического развития популярна в Японии и далеко за ее пределами. В середине 70-х годов XX века его брошюра с провокационным названием „После трех уже поздно" стала особого рода сенсацией в педагогических кругах всего мира, так как тезисы изложенные в ней выглядели настолько революционно и свежо. При этом автор ее совсем не педагог, и не психолог и даже не многодетный отец. Масару – инженер и бизнесмен, но его интерес к возрастной психологии и физиологии нельзя назвать поверхностным или случайным, так как он продиктован родительской необходимостью. Единственный сын японского гения перенес тяжелую болезнь и начал заметно отставать в развитии. Вот тогда и родилась методика Масару Ибука. Заботливый отец просто искал способы реабилитации для своего ребенка: много читал, общался с философами, педагогами-новаторами и специалистами по детской психологии. Даже будучи президентом компании Sony, он направил все свое внимание на самое главное - на будущее, на детей и создал организацию «Обучение талантов» и Ассоциацию раннего развития в Японии, которая действует и поныне. Занятия в Ассоциации ведутся на основании оригинальных методик и приводят к ошеломляющим результатам. Дети, воспитанные по системе Масару свободно владеют иностранными языками, великолепно читают, рисуют, плавают как дельфины, сочиняют и играют симфоническую музыку. И при этом остаются шаловливыми, жизнерадостными и отлично адаптированными к социуму людьми. Японский новатор не дает определенных рецептов по воспитанию вундеркиндов. Более того, все изложенные в его знаменитой книге принципы в настоящее время являются стандартной практикой для многих заботливых и вдумчивых родителей. Всем кого интересует раннее развитие детей, будет весьма полезно прочесть эту книгу - даже если вашему ребенку уже далеко не три года.

Не опоздайте!

Методика Масару Ибука в очередной раз нас убеждает в том, что возможности детей раннего возраста просто безграничны. По мнению автора именно ранее развитие детей позволяет заложить основы для будущих возможностей малыша. Масару Ибука не только боролся за инновации в развитии ребенка, но и благополучно вводил их в жизнь. Методика раннего развития автора подробно описана в его книге «После трех уже поздно». Согласно которой, архиважным периодом для развития малыша считается возраст до 3 лет. Масару обращает внимание на то, что к трехлетнему возрасту клетки мозга зарождаются до 70-80% нейронных связей, т.е. в первые шесть месяцев мозг имеет уже 50% всего своего взрослого потенциала, а к трем - практически 80%. Потребности, мышление, чувства, творчество после трех лет использует уже заложенную сформированную к этому возрасту базу. И если в этот период не создать прочную базу, все дальнейшее обучение вряд ли приведет к блестящим результатам. Именно поэтому родители обязаны приложить все усилия, что максимально сформировать все эти основы уже до 3-х лет. Существенно повлиять на раннее развитие детей в детском саду уже поздно.
Вся методика развития детей японского автора построена на том, чтобы изменить не содержание обучающего материала, а способы обучения малыша. Не стоит насильственно вскармливать детей фактами, цифрами. По мнению Масару, малыша просто невозможно перекормить новыми впечатлениями и сведениями: детский мозг подобен губке, быстро впитывает все знания, а когда он чувствует что «достаточно», то включается механизм «блокировки» и новая информация уже просто не воспринимается. Естественно, разумеется, что информация и главное - форма ее подачи должна соответствовать возможностям каждого ребенка и отвечать его потребностям. Мама, которая всегда рядом с ребенком должна почувствовать время, когда следует дать малышу новый опыт. Автор убежден, что способности и характер человека не предопределены от рождения, а поддаются формированию в определенный жизненный период. И с точки зрения детской психологии и физиологии мозга самым благодатным таким жизненным периодам и является этот возраст до 3-х лет. При этом успех развития в большей степени будет зависеть не от задатков малыша.

Масару Ибука придерживается мнения Шиничи Сузуки, который говорил: «Нет отсталых детей – всё зависит от метода обучения».

А также считает, что раннее развитие детей – это не воспитание гениев, а возможность воспитать своего малыша здоровым, смышленым, с глубоким умом и обязательно добрым.

Чему учить ребенка?

Методика Масару Ибука основана на том, что программа развития для каждого малыша выстраивается индивидуально. Но при этом следует учитывать очень точную, но немного парадоксальную мысль, что для детского пытливого ума нет четких представлений, какие мыслительные процессы являются легкими, а какие - трудными. Методика развития детей японского новатора уверяет, что дети осваивают все самое сложное (для нас) с большой легкостью и неосознанно. Автор, отвергая стереотипы о последовательности процесса познания, утверждает о том, что ребенку все интересно и в новинку. И очень важно предлагать малышу много сложных и разных, с точки зрения восприятия взрослого, вещей. Особенно это касается игры на музыкальных инструментах и иностранных языков. Масару Ибука также замечает, что „алгебра для малыша ничуть не сложнее арифметики". Важно в этом процессе, чтобы дети чувствовали любовь, уважение и поддержку своих родителей и конечно имели возможности для обучения.
Он предлагает использовать такое понятие как «образ» (особый процесс мышления). С помощью него у малыша появится возможность воспринимать и распознавать информацию. Так во время процесса познания ребенок создает моментальный образ и затем пользуется своей интуицией.
Масару Ибука заостряет внимание на том, что новый опыт вводить детям необходимо своевременно.

Малышу нужно дать определенную возможность для развития всех его потенциальных способностей. Ведь его жизнь должна быть полноценной, где будет всестороннее развитие, а не строгая узкая направленность.

Автор говорит, что хорошая музыка необходимо не только будущему талантливому музыканту, а иностранные языки -будущим профессиональным лингвистам. Малышу ни в коем случае нельзя указывать границы. Так как трехлетний ребенок может удивляться не только Микки Маусу, но и даже шедеврам искусства Леонардо да Винчи, Мане, Ренуара и так далее. Таким образом, мы уводим детей от штампов, расширяем горизонты познания и в результате формируем потребность, определенный навык к постижению чего—то нового, который при поддержке родителей не сможет угаснуть в дальнейшем.
Методика Масару Ибука очень требовательна и придирчива к качеству дидактического материала. По убеждению ее автора, в качестве наглядных пособий, предназначенных для развивающих занятий должны выступать совсем не игрушки, а все возможные сокровища мировой цивилизации. Учить стоит на первоклассных образцах! Пускай ребенок уже с самого раннего возраста увидит картины великих художников и услышит наилучшие образцы музыки, запомнит и полюбит стихи гениальных поэтов.

Музыка и языки в развитии ребенка

 достаточно большое значение уделяет раннему обучению иностранным языкам и приобщению ребенка к музыкальной культуре. Наиболее талантливые ученики уже к 4 годам свободно владеют и общаются на 5-10 языках и при этом переходят от одного к другому без особых затруднений. Никто не будет отрицать общеизвестный факт, что музыкальная гармония усваивается лучше всего в детстве. Многие идеи в области педагогики Масару перенял у уникального педагога, скрипача Шиничи Сузуки, который также пришел к идее раннего музицирования. Ибука обнаружил, что обучение музыке в самом раннем возрасте не только „смягчает душу и улучшает характер" ребенка, но и также в результате регулярных тренировок воспитывает способность к концентрации внимания и усидчивость. Так в конечном итоге, любому человеку легче осваивать новую работу или новые знания - в какой бы отрасли они ни лежали. Более того, Масару Ибука обнаружил связь между выработкой лидерских качеств и музыкальными студиями.

Физическое развитие ребенка

Методика Масару Ибука призывает учить детей кататься на роликовых и ледовых коньках, когда они еще делают только первые шаги и учить плавать практически с рождения. Так малыши с удовольствием и быстро смогут развить баланс и координацию движения. А, как правило, более физически развитые, ловкие дети и знания гораздо быстрее своих сверстников усваивают. Поучительно и также и то, что Масару Ибука призывает почаще всех мам брать своих любимых крох на руки и даже в свою постель, баюкать, напевать песенки, рассказывать сказки и вообще общаться с ребенком как можно больше. Только в тесном контакте малыша и матери, по мнению автора японской методики раннего развития, и определяется фактор формирования отзывчивого человека. Масару считает также, что у ребенка должно быть четкое расписание всех занятий и строгий режим. Примечательно и то, что в качестве метронома, который и будет отсчитывать время, он предлагает ввести телевизор, так например, после просмотра вечерней программы новостей наступает пора готовиться ко сну, а утренняя, допустим, музыкальная программа будет, служит сигналом к тому, что необходимо идти умываться.

Японская строгость в воспитании ребенка

Всем известно, что в Стране восходящего солнце действует так называемая «японская» модель воспитания детей, где им разрешается буквально все, но до определенного момента и затем маленькие японцы встраиваются в иерархическую жесткую структуру общества. Где авторитет старших является незыблемым и непререкаемым. Но Методика Масару Ибука да и все реальные японские методики эту модель опровергают. Кроме того такой подход к воспитанию ребенка в Японии считается глубоко ошибочным. Так как именно в первые годы жизни малыша необходимо быть с ним ласковым, но в тоже время оставаться строгим, и по мере развития его личности „отпускать поводок" постепенно и проявлять уважение к воле ребенка.

Масару считает, что принципы невмешательства в раннем возрасте и большого давления впоследствии могут очень негативно сказаться на развитии определенных талантов и даже вызвать серьезное сопротивление.

Он также допускает физическое наказание (за это систему обучения очень часто критикуют) в отношении маленьких детей, в частности шлепанье. Японский автор объясняет это тем, что в 2-3 года у ребенка уже развивается чувство собственного достоинства и поэтому отчитывать малыша в таком возрасте уже проблематично. Чем больше ребенка наказывают и ругают, тем более капризным и непослушным он становится. А чтобы избежать этого порочного круга - выход только один: приучать детей к дисциплине, пока им еще нет и года. Но в любом случае физическое наказание не должно унижать личность малыша, а тем более пробуждать чувство мести. Необходимо как можно чаще хвалить ребенка, а наказывать и ругать как можно реже. И никогда не ругать малыша при третьих лицах. Помните, что принуждение - это худший способ обучения, забота об интеллектуальном развитии вовсе не подразумевает насилие, а своеобразное пробуждение к интересу познания.

Территория развития ребенка

Методика Масару Ибука призывает всех мам принести в жертву свои карьерные амбиции ради того, чтобы быть со своим ребенком и научить его всем житейским мудростям, ведь дети очень нуждаются в заботе и любви со стороны взрослых. В своей книге автор выделяет и определяющую роль отца в воспитании малыша и о преимуществах больших семей, где к воспитанию внуков подключены и дедушки и бабушки. Очень важны также контакты ребенка с другими детьми - это развивает общительность, интуицию, фантазию, чувство соревновательности, лидерства, а также и стимулирует ум ребенка. Масару утверждает, что подобные контакты помогут ребенку на разных уровнях найти определенный баланс между индивидуальным и общественным, сформировать у малыша чувство ответственности и право на уважение к себе. Именно этот баланс и будет основой успешного взаимодействия с обществом. Методика развития детей японского гения не дает готовых решений и рецептов. А просто делится своим видением на раннее обучение и развитие. Автор рассказывает о тех результатах, которые достигают «его» дети и предлагает любящим родителям самостоятельно выбрать только те составляющие метода, которые на их усмотрения наиболее подходят именно для их малыша. Ключевая идея всей его системы обучения состоит в том, что не генетика, а социальная среда, окружение, умелые и вдумчивые педагоги имеют преобладающее значение для развития способностей ребенка. Конечно, природные задатки тоже важны, но ведь только правильная тренировка позволит им полностью раскрыться. Только любящие и вдумчивые родители, по мнению Масару Ибука, способны воспитать человека, адаптированного к любым трудностям и который сможет самостоятельно создавать новую реальность.

Масару Ибука не изобрел, как многие другие авторы методик развития детей, новые развивающие игрушки и игры, зато дал несколько, как кажется, простых, но очень дельных советов:

1.Учите наизусть стихи. Известны случаи, когда двухлетние малыши рассказывают наизусть практически всего Чуковского, а их сверстники в это время не могли даже запомнить четверостишие про плачущую Таню.

2.Обязательно берите своего ребенка на руки. Физическое соприкосновение с родителями, общение влияет не только на развитие детского интеллекта, но и формирует восприимчивого, отзывчивого человека. Взаимодействия с родителями не может быть слишком много: новорожденного нельзя избаловать лаской или совместным сном.

3.Окружите своего ребенка настоящими шедеврами музыки и произведениями искусства.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.

SocFishing - сервис автоматизации маркетинга