Особенности методики воспитания детей по Б.П. Никитину
Одна из наиболее популярных методик раннего воспитания и развития детей была разработана семьей Никитиных. По мнению главы семейства, Б. Никитина, общение с подрастающим поколением было разработано по принципу наблюдений, сопоставлений каких-либо фактов и обстоятельств. "При этом в некоторой степени мы ориентировались на желание ребенка, его возможности и самочувствие".
Ведь ни для кого не секрет, что каждый из людей строго индивидуален, поэтому к нему приходится подбирать особый подход.
Таким образом, основной целью данной методики является помощь каждому ребенку, чтобы он получил определенный стимул к саморазвитию. Ему не следует мешать, на него не нужно давить, отталкиваясь от каких-то собственных мнений и замыслов. Так считал Б. Никитин.
Воспитывая своих детей, Никитины сумели взять на себя большую ответственность учить семерых детей по собственным и тогда еще неизвестным широким массам программам. И это все в 50-е годы прошлого века, когда рекомендации РОНО и Минздрава считались непреложной истиной. По словам очевидцев, никитинские дети была здоровы, хорошо развиты в физическом и умственном плане, к 3-4 годам легко осваивали чтение и некоторые математические азы.
Итак, методика Никитина строится на нескольких основных принципах. Во-первых, каждый ребенок должен сам выбирать то дело или занятие, которое ему по-настоящему интересно. То есть никаких тренировок или уроков по принуждению. В данном случае стоит уточнить, что речь идет не об элементарной лени, которой подвержены многие из нас. Просто малыша не надо заставлять ходить на танцы или музыку, если она ему безразлична, пусть с увлечением посещает кружок по кораблестроению или же занимается футболом. При этом Борис Никитин пишет: "Предлагать ребенку какое-то занятие можно только тогда, когда оно его по-настоящему заинтересовало".
Во-вторых, методика Никитина гласит, что ребенка необходимо защитить от слишком ярко выраженной опеки. Он должен делать самостоятельно все то, с чем способен справиться. Например, при выполнении той или иной работы, порученной малышу, ему следует оказывать определенное содействие, давая грамотные советы и направляя в нужную сторону. Но делать что-то за него нельзя, и тогда ваше чадо вырастет самостоятельной и инициативной личностью!
Методика развития детей с самых ранних лет также включает в себя комплекс программ, направленных на сочетание умственного труда с физическим. При этом в процессе обучения и жизнедеятельности ребенка мальчики помогают отцу, ну а девочки – матери. То есть уже в возрасте 3-6 лет они будут иметь определенное представление о ведении домашнего хозяйства. Такие дети в дальнейшем непременно станут хорошими мужьями и женами, смогут воспитать уже своих отпрысков, а также уберечь их от некоторых ошибок.
На сегодняшний день методика Никитина успешно используется психологами и воспитателями, учителями и другими специалистами, которым приходится работать с детьми. Некоторые родители, вникнув в суть данной программы, признают ее очень простой и эффективной. Ведь нет ничего особо сложного в том, чтобы дать своему ребенку определенную свободу в действиях, возможность выбора. Впрочем, вопросы воспитания подрастающего поколения никогда не были простыми. Так или иначе, это тяжелый труд, требующий жертв.
В заключение хотелось бы отметить, что любое достижение, которого добился ваш малыш, должно быть воспринято с похвалой, что придаст ему уверенности и повысит самооценку. На неудачах же зацикливаться не стоит, ибо упреки разовьют у ребенка чувство неполноценности (т.н. синдром неудачника).
С другими методиками развития и воспитания детей можно ознакомиться на этом сайте.