Вальдорфская методика раннего развития детей
В нашей жизни есть вещи, которые имеют наивысший приоритет по сравнению с другими занятиями, и мы без размышления готовы оставить обычные дела, когда речь заходит о самом главном и важном. Именно таким чрезвычайно важным делом для каждого родителя является воспитание детей, а если быть точным - раннее развитие детей. И начинать этим заниматься стоит как можно раньше, практически с первых дней жизни ребенка. Еще в середине 20 века ведущие кибернетики и нейропсихологи подсчитали, что заложенный в генах ребенка потенциал настолько велик, что его будет достаточно для получения нобелевской премии, причем сразу в нескольких областях. Так почему же дети не используют полностью свой потенциал? По мнению некоторых российских педагогов, ответ на этот вопрос заключается в том, что во всем виноваты устаревшие методики раннего развития детей. Кроме того известные психологи и педагоги всего мира придерживаются мнения, что детей гораздо легче учить в раннем возрасте (2-4 года), чем уже в 7-им возрасте. В этом и заключается смысл методики раннего развития детей многих авторов, т.е. ребенок должен активно учиться в раннем возрасте, когда для этого природой созданы все необходимые и тем более благоприятные условия. Так особое место среди такого рода методик занимает вальдорфская система.
Вальдорфская методика раннего развития была разработана Рудольфом Штайнером, который является основоположником антропософии. В настоящие дни у этой методики развития детей есть несколько названий: Вальдорфская методика, Штайнеровская и даже Вальдорфско-штайнеровская.
Сегодня в мире более чем 800 школ разделяют подход к образовательным идеям австрийского ученого Рудольфа Штайнера. Первая Вальдорфская школа была открыта в 1919 году в немецком городе Штутгарте. Именно тогда был применен совершенно новый подход в обучении детей, основанный на понимании их внутреннего мира.
Вальдорфская методика выделяет главную задачу, которая направлена на разностороннее образование и воспитание малыша. При подобном обучении затронуты голова, сердце и руки. Учебная программа сочетает академические предметы и художественно-практические навыки. Она основана на поощрении ребенка за искреннюю любовь к учению.
Вальдорфская методика старается сформировать у каждого ученика внутреннюю потребность к познанию. Это позволяет отодвинуть на второй план систему сравнительных оценок и показателей.
Вальдорфская школа – это школа, в которой нет оценок, здесь не ругают учеников. Здесь большую часть времени дети танцуют, поют, играют на музыкальных инструментах, изготавливают игрушки. Кроме того это школа в которой дети сами пишут себе учебники! Школа без ограничений.
Свободной ее называют не потому, что в ней творится беспорядок и анархия. Вальдорфская методика не ставит психологических и физических преград ученикам на пути развития в них высокодуховной, гармоничной, творческой личности.
Не пичкать знаниями
Сторонники Вальдорфского образования не согласны с тем, что с самого раннего возраста детей в буквальном смысле «пичкают» большим количеством сухих знаний, как принято это в большинстве традиционных школ. Согласно их постулатам, это противоречит природе развития ребенка. Теория Рудольфа Штайнера говорит, что человек - это особенная, индивидуальная маленькая цивилизация. Ребенок развивается постепенно. Жизнь человека поделена на условные этапы, перешагивать которые не следует.
В детских садах,в которых за основу развития взята Вальдорфская методика, введен запрет на раннюю интеллектуализацию детей. Ребенок должен естественным путем постигать мир. Как наиболее близкое существо к природе, малышу свойственно подражание. Познание происходит в действии.
Начальная школа основана на устном творчестве. С древних времен, задолго до изобретения письменности, человек передавал информацию (народное творчество, былины и др.) из уст в уста. Первые надписи были в идее рисунков, которые копировали действительность. Поэтому в Вальдорфской начальной школе обучение проходит в устной форме, уделяя повышенное внимание народному творчеству. Детей не учат по учебникам. Они изучают буквы, но не занимаются чтением. Буквы они «выводят» самостоятельно, рисуют, мастерят их. Делают, так как делали это наши предки, изобретая наскальные надписи.
Далее, в пятом классе главным в образовании ребенка становится социальное развитие. Согласно методике образования, история и мифология древних цивилизаций должна обеспечить данную потребность. На данном этапе уже вводятся некоторые из основных академических предметов. Однако знания по ним усваиваются не на основании учебников, а познаются опытным путем.
Считается, что ребенок должен самостоятельно пережить и пропустить через себя знания. Все науки изучаются в тесной взаимосвязи между собой. Свои впечатления, наблюдения и выводы ученики записывают в тетрадь. Подобным образом ученики сами пишут себе учебники.
Мышление старшеклассников, согласно Вальдорфской системе уже развито настолько, что ребенок самостоятельно может усваивать знания в академическом виде. Перед экзаменами в ход уже идут учебники. Они должны обобщить все, что было собрано и постигнуто на личном опыте.
На данном этапе развития ребенок должен определиться с более узкой сферой знаний. Старшеклассники по своему усмотрению выбирают более интересные для них или легче усваиваемые предметы, уделяя им большую часть учебного времени.
Искусство в себе
Вальдорфская методика выделила также и основополагающий момент – это искусство. В общеобразовательных школах искусству принято уделять весьма скромное значение. Для того чтобы воспитать по настоящему творческую личность, нужно развивать не только руки и голову, но и сердце. В творчестве особую потребность испытывают маленькие дети. Искусство находится в природе вещей. Ребенок воспринимает окружающий мир, получает от него импульсы, старается подражать тому, что видит. Свое видения мира дети выкладывает на бумаге, игре, танце.
В отличие от обычной школы, основными занятиями в Вальдорфской школе являются рисование, музыка, живопись, драматическое искусство, обучение игре на музыкальных инструментах. Художественные образы, созданные творцами всего мира, помогают ребенку глубже понять мировые процессы протекающие вокруг него.
В Вальдорфских детских садах и школах в обязательном порядке преподается такой вид искусства как эвритмия. Которая подобна танцу, в котором речь или музыка передается движением тела. Характерные движения соответствуют отдельным звукам или нотам. Эвритмию еще называют «видимой песней» или «видимой речью». Она часто ставит в затруднительную ситуацию родителей, однако дети с удовольствием пользуются данным видом общения. Ритмы эвритмии приводят в гармонию тело и жизненные силы. В старших классах ученики разрабатывают с помощью эвритмии целые поэзии, проникая глубже в содержание композиции.
Вальдорфская методика образования особенное место уделяет и ручному труду. Чтобы познать сущность мира в его целостности, ученик должен научиться созидать. Вальдорфская школа славится разнообразностью занятий: вязание, изготовление игрушек, лепка из глины, плетение корзин, шитье и многое другое. Ребята с помощью специального конструктора учатся строить дома и сооружения, работают на земле на приусадебных участках. Собственно поэтому на начальном этапе становления все Вальдорфские школы имели собственные приусадебные участки, парки, фермы и т.п.
Делу – время
Учебная программа данной методики развития детей очень ритмичная. Ребята занимаются в соответствии установленного графика. Каждый день в учебном году начинается с того, что учении и их учитель ставят перед собой определенную цель, и заканчивается обобщением усвоенного и подведением итогов.
Распорядок учебного дня построен таким образом, чтобы информация полученная учениками максимально эффективно усваивалась детьми. В начале дня учитель лично приветствует каждого ученика. Далее читают стихотворения, играют на флейте, т.е. дети плавным образом вникают в атмосферу урока, который длиться два часа. Расписание уроков построено на постулате, что с утра дети воспринимают и усваивают информацию лучше, т.е умственная активность находится на пике. Основной урок посвящается академическим знаниям и подается последовательно. Обычно первые 4 недели изучается, например история, следующие три- геометрия и так далее. Последующее время учебы уже разбито на более короткие промежутки – по 45 минут, посвященные изучению иностранных языков (с четвертого класса изучаются два языка), искусств (музыка, рисование, живопись), русского языка, математики и других предметов (в Вальдорфской школе эти предметы не относятся к основным). Вторая же половина дня, когда у ребенка заметно снижается концентрация внимания, а физическая активность наоборот, максимально высокая, отдана танцам, играм и ручному труду.
Вальдорфские педагоги уверены что похвалы, оценки и воспитание примером приводят лишь к развитию в ребенке «зацикленного» внимания на собственной персоне (личности), эгоцентризму и соревновательности.
Именно по этой причине учеников и не хвалят и не ругают. Вальдорфская методика направлена на то, чтобы стимулом к познанию были не поощрение и похвала, а сам процесс получения знаний. Не концентрируясь именно только на себе, дети адекватно учатся воспринимать деятельность окружающих. Это значит, что ребенок интересуется и творчеством одноклассников, а также помогает и оценивает с положительной стороны работы других. Такие дети способны легко работать в коллективе, придерживаясь общих интересов, но и в то же время, внося в общее дело и свой личный вклад (у меня лучше получается это, у тебя – другое, а у него – третье, а вместе у нас получится все).
Только на контрольных экзаменах, которые проводятся в общей системе образования, выпускных экзаменах в старших классах ставятся оценки. Внутри же школы баллы абсолютно никакой роли не играют. Вальдорфская методика построена таким образом, что каждый педагог отлично знает практически каждого ученика, уделяет внимание его личности, способностям, а также следит за процессом развития, подстраивается под темпы усвоения ребенком информации. Вальдорфские начальные классы не предусматривают домашних заданий, так как в этом возрасте ребенок еще не в силах справиться самостоятельно с любой письменной работой. Домашние задания начинают задаваться только с 4-го класса.
Таким образом, в результате обучения, ребенок становится личностью с широким взглядом на жизненные явления и понятия, хорошо развитой фантазией. Кроме того становится дисциплинированным, уважительно относится к окружающей среде и природе, а также и свободным в творческой реализации.