Сказка — быль, да в ней урок развития
Овладение родным языком, а также и развитие речи является практически самым важным приобретением ребенка еще в дошкольном возрасте. Ведь не только интеллектуальной развитие, но и формирование эмоций, характера и личности ребенка находится в непосредственной зависимости от того, как развивается речь у детей. Чем раньше ребенок научится правильно и оригинально выражать свои мысли, нестандартно мыслить и видеть необычное даже в самых казалось, обыкновенных явлениях и предметах, тем станет намного успешнее его любая деятельность и благоприятным психологическое развитие.
Сегодня развитие речи у детей является актуальной проблемой в педагогике. Существует масса способов и приемов для того, чтобы развить у ребенка определенные речевые навыки, но именно сказка является наиболее эффективным и интересным средством развития для ребенка.
Ну, конечно, в настоящее время роль сказки в воспитании у ребенка правильной устной речи отрицать трудно. Именно через сказочные образы входит в сознание детей слово со всеми его многогранными оттенками. Сказка приобретает живую реальность мышления и является для ребенка средством выражения чувств и эмоций. Также и речь у детей невозможно представить без яркой, живой сказки, которая охватывает сознание и чувства маленького «выдумщика». По традиции принято считать, что сказка помогает значительно расширить словарный запас малыша, правильно построить диалог, а также влиять на то, чтобы речь у детей приобрела такие качества, как логичность, связность, образность, эмоциональность и конечно красоту.
Какие следует использовать приемы и методы в процессе работы со сказкой?
-По мнению авторитетных зарубежных и отечественных психологов умение правильно формулировать вопрос-это залог успешного показателя развития детской речи. Естественно любимый малыш в течение дня задает своим родителям просто массу интересующих его вопросов, но ему будет поначалу не очень легко поставить этот шуточный вопрос героям сказки, например, персонажем сказки о Курочке Рябе (бабе, деду, мышке или курочке). Этому необходимо научить своего ребенка. На первых порах следует «задавать» вопросы героям сказки вместе, а потом постепенно инициативу передать в руки маленькому «почемучке». И при этом постараться, чтобы он сам определял, о чем и кому задать вопрос;
- Конструирование слов, предложений и словосочетаний. Развитие речи у детей и правильной ее постановке требует специального обучения. Для этого вместе с ребенком следует:
• Придумать группу однокоренных слов (лес, лесок, лесовик, лесник)
• Научиться простой рифме хотя бы двух слов (кузней - удалец) и далее уже переходить к определенной рифмованной цепочке и двустишиям. Которые и дадут в последствии толчок к словотворчеству.
• Пытаться составлять максимально длинное предложение в игре «От каждого — по словечку». К примеру, «Красная Шапочка» (что делает) — «Красная Шапочка идет» (по чему) — «Красная Шапочка идет по дорожке» (по какой дорожке) —«Красная Шапочка идет по лесной дорожке» и т.п.
-Письменное общение. Важно также научить ребенка не только устно сочинять, но показать новые возможности, которые откроются ему в процессе письменного общения друг с другом. Простыми видами такого общения будут поздравительные открытки, записки, короткие письма, SMS-сообщения, переписка по электронной почте. Да, именно герои любимых сказок и будут первыми объектами такого общения. Вместе с ребенком решите, кому лучше отправить письмо, кому- SMS-сообщение, а кому-записку. Сочинять также стоит вместе (малыш говорит, взрослый записывает) после вместе читают и обсуждают, по мере необходимости корректируют. Записка, телеграмма, SMS-сообщение должны быть по своему эмоциональному настрою разные, т.е. нести собой и выражать определенную эмоцию: возмущение, гнев, благодарность, восхищение. И это все будет зависеть от того, какому персонажу сказки отправляется письменное обращение. Таким способом будет формироваться не только развитие речи у детей, как устной так и письменной, но и определенные нравственные начала.
-Поговорки и пословицы. Многие сказки содержат поговорки и пословицы, которые и помогают детям уловить идею сказки. А разбирая вместе с ребенком их, а также обсуждая смысл и значение каждой из них, тем самым помогаете малышу запомнить, и научить правильно к месту их применять. Так, поговорка «Не все коту Масленица» непременно ведет к разговору о празднике Масленицы, проводах зимы и встречи весны, блинах и так далее. Поэтому и коту так радостно: ведь он будет в праздник обязательно сытым. Но, к сожалению, праздники то бывают не каждый день - и не всегда и коту Масленица. К тому же при разборе той или иной поговорки развивается не только речь у ребенка, но расширяется кругозор и он имеет представление о народных обрядах и традициях. Малыша очень легко увлечь игрой, которая и будет состоять из придуманных ситуаций и выбранных к ним сказок, пословиц;
-Новый персонаж. При работе со сказками очень важное место занимает ввести в сюжет нового персонажа или героя. Очень важно также при этом не потерять интерес ребенка и повернуть развязку сказки в более новое русло. И в данном случае стоит воспользоваться условно названным методом «ведение частицы «не» », но это не коем случае не должно разрушать старые стереотипы (Не Иван- царевич, а...; Не Колобка испекла баба, а...; Не репка выросла на грядке, а…);
-Новое название. Для развития речи у детей часто рекомендуют прибегать к странному испытанному методу - придумывать новые названия сказкам, но и не искажать при этом саму идею произведения. К примеру, сказка «Теремок». Простор фантазии в этом случаи просто безграничен: «Новый домик для зверей», «Дружный домик», «Как медведь разрушил теремок» и т. д;
Исчезновение. Для того чтобы вести определенную новизну и тем самым создать элемент неожиданности и загадочности, следует читая сказку ребенку «проглотить» некоторые части слова или целые слова. Создать игровую ситуацию, при которой некоторые слова почему-то обиделись и убежали, надо и без них отгадать, что это за сказка (Жи-бы-де-ба-бы-у-ни-ку-ря-сне-ку-ря).
-Интервью. Ребенку сказка должна способствовать умению общаться. Как говорят, для чистоты эксперимента, нужно взять «микрофон» в руки (маркер, ручка от расчески и так далее). А уже от сюжета сказки и будет зависеть, кто дает интервью, по какому поводу и кто берет. Таким образом, будет прослеживаться связь умственной и речевой деятельности и будет начало формирование логического мышления ребенка.
Совершенно верно, только при помощи общения и проговаривания диалогов сказочных персонажей, ребенок начнет улавливать смысл произносимого. Хорошо помогают иллюстрированные издания, так как ребенок обращает внимания не только на сказанное, но и на рисованные сказочные изображения. Таким образом, происходит развитие ассоциативного мышления у малыша, а речь у детей начинает постепенного обретать смысл. Развитию речи хорошо способствует игра, даже в роли тех самых сказочных персонажей, важно вести осмысленный диалог с ребенком.