Обзор методик раннего развития ребенка
Посмотрите этот ребенок сильный и смелый, шалун и фантазер, и не боится других детей. И сообразительный и веселый и активный, так четко читает на утреннике стишки, умиляя этим всех родителей. Он – маленький гений и заводила. Естественно у каждого родителя возникнет желание, чтобы так говорили и о его ребенке. Если да, то сразу созревает вопрос, что для этого нужно? И как этого добиться? Каким методом или способом этому научить? Какая методика раннего развития эффективна и какую именно стоит выбрать? И самое важное, не принесут ли вреда эти занятия ребенку?
Креативные и прогрессивные мамы обычно вводят уже своих маленьких гениев в специальные «школы развития» чуть ли не самого рождения. Секции, кружки, репетиторы - все это сразу обрушается на еще неокрепшего человечка. И поколение бабушек в один голос кричат: «Зачем лишайте ребенка детства!». Педагоги, поддерживающие консервативные методы развития настаивают на том, что всему свое время. Медицинский персонал, в свою очередь предупреждает о возможных сколиозах, неврозах, близорукости и так далее. И как поступать в данном случае? Как всегда, истина где-то посередине. Для того чтобы понять, какое выбрать оптимальное направление, и какая методика развития детей подойдет вашему малышу и вам, необходимо знать, какой арсенал методик могут предложить так называемые «педагогические технологии».
Ведь родитель обязан с каждой методикой ознакомится лично, и выбрать, как им кажется наиболее подходящую. Всем известно, что гениями не рождаются, а ими становятся. И поэтому в процессе изучения методик, а впоследствии и объединения лучшего из каждой методики и применение их на практике помогут раскрыть возможности, которые изначально заложены в ребенке самой природой. А также и всесторонне развить и подготовить малыша к уже взрослой жизни. Рассмотрим смысл наиболее популярных и распространенных методик, ориентированных на раннее развитие детей.
Методика Никитиных
Никитины являются родителями семерых детей и знамениты как авторы нетрадиционной системы воспитания детей. В основе их системы лежит труд, близость к природе, естественность и творчество. Дети-сами себе хозяева, т.е. своим распорядку и поступкам. Родители их ни к чему не принуждают, а только помогают разбираться в философских и жизненных проблемах. Взрослые не опережают детей, а подталкивают и вступают с ними в диалог. Главной задачей Никитиных - это развитие творческих способностей. Их методика раннего развития основывается на принципах:
- свобода детского творчества в занятиях, т.е. не существует специальных уроков, занятий, тренировок. Ребенок занимается столько, сколько ему хочется при этом спорт сочетается с другими видами деятельности;
- спортивная обстановка в доме и легкая одежда: спортивный инвентарь должен входить в повседневную жизнь ребенка самого раннего детства и быть таким же обыденным доля ребенка как например, мебель.
- неравнодушие родителей к тому, как и что у ребенка получается, да и в целом к самой жизни ребенка (обязательное участие в играх, соревнованиях). При этом родители должны придерживаться одной цели: не мешать развитию малыша, а также не давить, требую определенных навыков. Родители только помогают и создают определенные условия для их развития, при этом ориентируются на желание и самочувствие ребенка.
Каждая Никитинская игра (по словам автора) дает возможность подумать над тем, каким образом ее можно расширить, и какие новые задания к ней добавить, чтобы ее усовершенствовать. В основном практически все игры представлены в виде головоломок, направленных на развитие образного и логического мышления. Это своего рода НАБОР ЗАДАЧ, которые малыш решает при помощи кубиков, квадратов из пластика или картона, кирпичиков, деталей конструктора и т.п.
Методика Марии Монтессори
Создала своеобразную педагогическую систему, которая максимально приближена к ситуации, когда ребенок сам обучается. Данная система предусматривает раннее развитие детей и состоит из 3 частей: ребенок, окружающая среда, учитель. Ее методика развития детей основано на девизе: "Помоги мне это сделать самому" и построена на самопостроении личности ребенка им же самим, исходя из внутреннего потенциала. Автор выделила впитывающее мышление и возрастную чувствительность (сензитивность).
Известно, что ребенок обладает совсем иной формой мышления, чем взрослые, т.е. он впитывает все происходящее в окружающей его среде. И если родитель желают чтобы их ребенок хорошо развивался, они должны создать вокруг малыша такую среду, где он мог бы найти все то, что ему необходимо для полноценного развития: способы рациональной деятельности с предметами, образцы социального положительного поведения и способы эмоционального реагирования. При этом также у ребенка должна быть возможность и «впитать» правильную речь. Кроме того Монтессори выделяет сензитивные периоды в развитии детей, на которые взрослые не могут повлиять. Игры методики автора включают в себя материалы по практической жизни, сенсорике, развитию речи математике, письму и чтению. И все они направлены для развития образного мышления.
Методика Глена Домана
Доман был уверен, что основу любого знания, умения и профессии составляют факты, т.е. без фактов нет знаний. И если набор этих фактов велик, то база знаний будет выше среднего. И знания составляют базис интеллекта. Автор доказывает, что усвоение ребенком полезных фактов (биты информации) будет служить непременным ключом к развитию интеллекта. И поскольку дети все новое схватывают с огромной скоростью и достаточно легко, то и качество информации должна быть соответственной (а не путанной и неточной). На этом и построена методика развития детей Домана.
Цель занятий - познакомить ребенка с тысячами ясных, точных и интересных фактов. Но при этом факты должны строго систематизироваться по категориям и разделам знаний (биты). К примеру, если раздел "Литература", категория "Детские писатели", тогда биты "портреты писателей". Рисунки или фото должны быть наклеены на картон размером 30 на 30. А на обратной стороне наносится точная информация. Например, бит Земля-планета солнечной системы, ребенок должен именно так это понимать, а утверждение что Земля - это планета, в которой мы живем, не будет правильным для ребенка.
Методика Николая Зайцева
Педагог-новатор Николай Зайцев настойчиво рекомендует отказаться от традиционных принципов овладения чтением, так как данная технология негативно отражается на здоровье ребенка и его психомоторном развитии. Главным его пособием являются "Кубики Зайцева", которые основаны на естественной потребности любого ребенка в игре и системности подачи материала. Эта методика раннего развития несет малышу только радость и не влияет негативно на его здоровье. Весь материал должен подаваться в игровой форме. И дети могут играть в эти пособия, как группами, так и поодиночке. Автор представляет единицу языка не в слоге, а в складе, который представляет собой пару из согласной с гласной, или из согласной с мягким или твердым знаком, а также и одной буквы. Каждому складу отведена отдельная грань на кубике. Пользуясь складами на кубике, ребенок пытается составлять слова. "Кубики Зайцева" различны по размеру, цвету, и звону, который они создают. Это очень помогает ребенку отличать, где звонкие и мягкие, согласные и гласные. Все пособия Зайцева очень хорошо подходят практически всем детям – сильным и слабым, медленным и быстрым.
Вальдорфская методика
Данная система обучения, построенная на принципах вальдорфской педагогики и весьма отличается от традиционной. Предусматривается, что процесс обучения детей тесно связан с возрастными особенностями развития ребенка и построен таким образом, что необходимые знания по определенному предмету он будет получать только в тот период, когда наиболее будет к этому подготовлен. При этом оценки ученикам не выставляются, а они заменены педагогическими характеристиками. В начальной же школе большое внимание уделено развитию у ребенка мелкой моторики. Так дети обучаются вышиванию, лепке, обработке камня. Все материалы, которые используют дети в процессе обучения, являются природными, натуральными. Важным составляющим обучения вальдорфских школ – это занятие эвритмией (художественное музыкальное движение), что совершенствуют межполушарную координацию. Кроме того обязательным условием является занятие музыкой. Основные достоинства такой школы в том, что делается сильный упор на творческое развитие ребенка, индивидуальный подход и отсутствие шкалы оценок. Таким образом, обучение детей проходят более гармонично. Особенность методики вальдорфской методики развития в детском саду в том, что ребенка следует оставлять как можно дольше (7 лет) в образно-сказочном, собственном мире. Минимально работать с логикой, а делать упор на физическое развитие: как ребенок дышит, разговаривает и двигается. Важно только духовное развитие и воспитание.
Методика Воскобовича
Эта методика развития детей включает в себя три критерия:
- Раннее развитие детей происходит методом игрового обучения дошкольного возраста;
- Построение конкретной игровой деятельности, при которой развиваются психические процессы памяти, воображения, мышления, внимания и речи;
- Раннее развитие дошкольного творчества.
Воскобич не предлагает ломать существующие порядки, а делает акцент на партнерских отношениях взрослого и ребенка. Ребенка должна окружать интеллектуально-творческая, веселая и непринужденная обстановка. А она сплетается из чувства внешней безопасности, т.е. когда малыш понимает что его проявления не получат негативной и отрицательной оценки взрослых, и кроме того ощущения внутренней раскованности. Все это происходит за счет поддержки его начинаний в творческой деятельности.
Вячеслав Воскобович создал серию популярных развивающих детских игр. Квадрат Воскобовича, Геоконт и многие другие методические пособия, и детские игры направлены на ранее развитие детей, а именно логическое мышление, обучение чтению и счету. У ребенка также возникает и мотивационная готовность к школе, так как он уже «наигрался» в дошкольном возрасте и хочет идти в школу ради обучения.
Методика Занкова
Основана на индивидуальных интересах, способностях и желаниях каждого ребенка в отдельности при помощи «психодидактики». При помощи упражнений и игр у детей формируется стремление и умение к процессу обучения. Также большое внимание уделяется нравственному и эстетическому воспитанию ребенка. Занятия первоначальном своём этапе строятся по принципу от целостного к частному. Занков рекомендует начинать занятия по его методики постепенно и сравнивает их с бусинами, которые различны по размеру, но нанизаны на одну нитку. Вся система автора направлена на то, чтобы научить, но не навредить. В результате у ребенка развивается способность проведения анализа информации, изложение своих мыслей на бумаге или вслух (например, звучит спокойная, классическая музыка и дети должны воспроизвести свои ассоциации на бумаге). Также малыш должен приобщаться к коллективу, участвовать в групповых обсуждениях и и доказывать свою точку зрения. Кроме того прислушиваться и каждому члену группы и развивать способность делать определенные выводы.
Мне больше нравятся методики Монтессори и Вальдорфская. Мы обошли несколько детских центров. Моему ребенку больше всего понравилось в Монтессори-центре.
А я не отдаю предпочтения определенной методике. Все они хороши. И из каждой можно почерпнуть что-то ценное!
Мы занимаемся по методике Домана (программа развития интеллекта). Очень нравится. И само содержание комплектов, и возможности, и результаты, и, конечно, самое главное - дочке нравится.