Игры для развития мелкой моторики
Способность пальцев к точным и чётким движениям напрямую зависит от развития мелких мышц руки. Движения пальцев рук – это сложный процесс, в котором участвуют нервная и мышечная системы, а так же зрение. Развитие мелкой моторики очень важно с самого раннего детства, ведь в будущем это залог успешного развития навыка письма. Более того, развитию мелкой моторики у детей способствуют различные игры, доступные в самом раннем возрасте. Совсем маленькие дети, едва научившиеся выговаривать первые слова, начинают играть в ладушки. Далее пальчиковые игры становятся сложнее. Часто такие игры сопровождаются короткими стишками, которые не только симулируют развитие мелкой моторики, но и развивают память. С течением времени дети начинают развивать мелкую моторику в процессе учебных занятий. Этому способствуют работа с ножницами, лепка, раскрашивание, штрихование.
Для маленьких же детей существуют различные игры для развития мелкой моторики, которые включают в себя не только пальчиковые игры, но и манипуляции с различными предметами. Эти игры можно в готовом виде купить в детском магазине, а можно и сделать самим.
Итак, игры для развития мелкой моторики
В дошкольной педагогике существует такое понятие, как игрушки-заменители. Это предметы, которые не являются игрушками, но дети используют их в своих играх, заменяя ими недостающие предметы. К таким предметам относятся различные баночки и коробочки. Особенно большой интерес вызывают эти предметы, когда они имеют различные форму и размер. Игра заключается в том, чтобы сначала все баночки открыть, «случайно» перемешав крышки, а потом снова закрыть, подобрав эти крышки к различным предметам. Такая игра способствует развитию не только мелкой моторики, но пространственного воображения.
Другую игру можно применить, приучая малыша убирать за собой игрушки. Достаточно все мелкие игрушки, а так же детали конструктора, карандаши и счётные палочки аккуратно разложить по коробочкам. Вполне естественно, что играя, ребёнок все их разбросает. По окончании игры нужно попросить его всё разложить по местам. Маленькие дети очень любят всякие мелкие и яркие предметы. Они часто называют их своими сокровищами. Это могут быть красивые речные камешки, блестящие вставки от поломанной бижутерии, игрушки из киндер-сюрприза, отрезки цветных ленточек и многое другое. Весь приём заключается в том, чтобы сложить всё это богатство в пластиковую коробку или маленький сундучок. Играя, малыш будет с удовольствием доставать и рассматривать эти предметы, а затем складывать обратно.
Если ребёнку часто покупают шоколадные яйца, то капсулы от них тоже можно использовать для развития мелкой моторики. Для этого нужно взять использованный контейнер от куриных яиц и предложить малышу разложить в ячейки эти капсулы.
Хорошим средством для развития мелкой моторики являются игры с пирамидками. Эти незатейливые игрушки продаются практически во всех детских магазинах. Дети любят собирать и разбирать их. Необходимо научить малыша правильно нанизывать колечки на стержень, а дальше он станет заниматься этим сам.
Можно организовать и другую игру с колечками от пирамидки. Их можно катать по полу, передвигая быстрыми движениями пальчиков. Примерно к трём годам ребёнок должен уметь одеваться сам, в том числе и завязывать ботинки. Но мало кто думает о том, что продевание шнурка в люверсы с последующим завязыванием узелка и бантика – это тоже отличное упражнение для мелкой мускулатуры. Собственно говоря, эти действия не получаются потому, что мышечная система пальцев рук слабо развита. Для её развития следует взять старый ботинок, хорошенько его вымыть и отдать малышу на игрушку. Сначала он сам будет продевать шнурок в люверсы, а потом научиться завязывать бантик.
Для детей среднего дошкольного возраста можно придумать игры с крупой. Например, «Помоги золушке». В пластмассовую чашку нужно высыпать по горсти крупы разного вида, например, рис, гречку, пшено, перловку. Всю крупу перемешать, а затем предложить малышу разобрать зёрнышки по разным ёмкостям. Поиграть в Золушку можно и перематывая клубки. Игра достаточно проста. Нужно просто взять клубок вязальных ниток и предложить ребёнку перемотать его. Чем меньше ребёнок, тем толще нитки должны быть.
Детям старшего дошкольного возраста можно предложить нанизывать бусы на ниточку. Этим могут заниматься и более маленькие дети. Но принцип остаётся прежним – чем меньше ребёнок, тем крупнее бусы и тем тоще нитка. Девочки старшего дошкольного возраста вполне успешно могут заниматься несложным бисероплетением.
Неоценимую услугу в развитии мелкой моторики могут оказать игры с различными вырезанными фигурками, например, теневой театр. Для этого под руководством родителей или воспитателя дети находят в книжках картинки сказочных героев, копируют их через копировальную бумагу на картон, затем вырезают и разыгрывают представление. Польза от игры большая. Во-первых, развитие мелкой моторики пальцев рук в процессе работы с ножницам, во-вторых, развитие речи и творческих способностей в процессе постановки импровизированного спектакля.