Принципы и рекомендации воспитания детей по Выготскому
В вопросах воспитания и развития детей самые передовые методики могут не сработать, если не понимать некоторых базовых принципов. Ряд таких важнейших принципов в психологии воспитания заложил Выготский на основе своего анализа трудов других видных педагогов. Основываясь на его осмыслении педагогического материала эффективность воспитательных методик можно повысить в разы.
Лев Семёнович Выготский является крупным и авторитетным учёным, который внес большой вклад в развитие воспитательной практики. На его идеях в педагогике сформировался тот взгляд на природу ребёнка, а также были разработаны те приёмы воспитания, которые позволяют:
- раскрыть потенциал ребёнка в максимальной степени;
- построить хорошие взаимоотношения между ребёнком, его родителями, воспитателями, учителями и сверстниками;
- дать ребёнку необходимые знания, умения и навыки через игру, а не через надо.
Несмотря на то, что каких-либо методик для развития и воспитания детей Выготский не создал, он выработал концепцию того, как правильно организовать обучение, развитие и воспитание детей. Причём, делать это можно гораздо более грамотно по уже существующим методикам раннего развития ребёнка. Фактически, это доказывает, что дело не только и не столько в воспитательных приёмах и упражнениях.
Принцип зоны ближайшего развития
Означает, что воспитывая и развивая ребёнка, следует ориентироваться на те задания (упражнения, игры и т.д), сложность которых немного превышает имеющийся уровень возможностей. Например, заниматься изготовлением поделок нецелесообразно как детям в 1-1,5 года, так и детям 10-12 лет. В первом случае упражнение ребёнку быстро наскучит, после ряда абсолютно бесплодных попыток, во втором – наскучит из-за лёгкости исполнения.
Самые сильные методики для развития детей могут быть безрезультатными, если нарушить принцип ЗБР.
Именно поэтому на сайте для многих игр, упражнений и т.д. указывается желательный возраст ребёнка. Определить то, что выбранное упражнение соответствует зоне ближайшего развития можно, обратив внимание на то, как ребёнок работает с заданием:
- если ребёнок кое-как справляется с выбранным заданием, немного просит помощи у взрослого и после оказания таковой, у него получается справиться, то задание ему подходит;
- если же задача оказывается для него непосильной (сам ничего не может сделать) или же слишком лёгким (совсем не просит помощи), то принцип ЗБР нарушен.
Например, обучая читать, вы можете принцип зоны ближайшего развития использовать так: взять картинки, изображающие животных с подписями, и попросить указать животных, начинающихся на некоторую букву (предполагается, что ребёнок уже знает алфавит). Затем, можно попросить назвать животных, начинающихся на некоторые слоги. Потом подобные упражнения можно делать на связки слогов. При этом ребёнок будет просить помощи, так как самому такое ему не осилить.
Общение с ребёнком
Выготский считал, что никакие методики раннего развития не помогут осваивать окружающий мир, если взрослый при этом сам не заинтересован в общении с ребёнком. Именно поэтому советский психолог рекомендовал заниматься с ребёнком лишь тогда, когда родитель сам искренне стремится к общению с ребёнком.
Помимо этого, речевую активность ребёнка при игре следует поощрять, а не тормозить, как это обычно делают педагоги. Именно из-за ошибок общения с ребёнком соблюдение ЗБР и использование передовых методов интеллектуального развития не приносит ожидаемого результата.