Особенности методики Монтессори
Методика Монтессори - это педагогическая система, появившаяся в начале двадцатого века благодаря итальянскому педагогу и психологу Марии Монтессори. Основное отличие это методики от классической концепции развития ребенка заключается в недопустимости какого-либо давления на ребенка со стороны взрослых в воспитании и обучении. Согласно методике Монтессори, каждый ребенок является уникальной личностью, в высочайшей мере наделенной стремлением к познанию, и задача взрослых – только организовывать условия для развития способностей ребенка и в редких случаях подсказывать, сводя вмешательство в учебный процесс к необходимому минимуму. При этом, каждый ребенок обладает своей собственной скоростью восприятия и обучения, кругом интересов на каждой из стадий своего развития, и давление со стороны взрослых только убьет в нем стремление к самостоятельности и интерес к обучению.
Важной деталью методики Монтессори является дидактический материал. Его основная особенность заключается в том, что он не только способствует развитию ребенка, но и позволяет ему самому находить допущенные ошибки, что делает ребенка более внимательным и ответственным.
Комнату, в которой согласно методике Монтессори занимаются дети, обычно делать на несколько зон :
«Зона практической жизни» - здесь ребенок развивает навыки, которые пригодятся ему в повседневной жизни – например, одеваться, завязывать шнурки, застегивать пуговицы, убирать за собой.
«Зона сенсорного развития», в которой ребенок учится использовать чувства для изучения окружающего мира – он учится определять цвета, звуки, запахи, размеры и форму предметов.
Языковая, географическая, математическая, естественнонаучная и т.п. зоны, которые наполняют наполняются материалами, обеспечивающими умственное и информационное развитие ребенка.
Многие педагоги, придерживающиеся методики Монтессори создают также такие зоны как музыкальная, художественная, танцевальная, иностранных языков и т.д., что способствует более глубокому раскрытию и развитию способностей ребенка. Малыш самостоятельно решает, в какой зоне он будет заниматься в каждый момент времени.
Согласно методике Монтессори, детям дают возможность заниматься с теми предметами и материалами, с которыми им именно в текущий момент интересно работать, давая таким образом ребенку право выбора направления развития.
Согласно методике Монтессори выделяют сензистивные периоды – периоды в развитии ребенка, когда определенные умения и навыки изучаются наиболее легко и естественно. Как правило, эти периоды находятся в промежутке от рождения и до шести лет – например в этот промежуток времени ребенок учится разговаривать и происходит дальнейшее развитие речи, с третьего по шестой год жизни формируются социальные навыки ребенка и так далее. Однако такая временная разбивка более чем условна – у каждого ребенка возникновение сензистивных периодов и их динамика очень индивидуальны. Единственным признаком начала определенного периода является возникновение у ребенка интереса в определенному виду деятельности.
Как правило методику Монтессори применяют в различных дошкольных учреждениях для наиболее гармоничного развития способностей ребенка. Однако ее можно применять и в домашних условиях – для этого необходимо создать у себя дома специальную среду, облегчающую ребенку познание внешнего мира и стимулирующую его развитие. Пытаясь воссоздать оптимальную среду для развития способностей ребенка следует учитывать, что каждый ребенок стремится все потрогать, лизнуть или понюхать, то есть процесс познания идет не через вербальные абстракции, а непосредственно через органы чувств.
Для самых маленьких детей (до года) очень важно развитие мелкой моторики. Для этого используются небольшие игрушки и различные мелкие предметы, которые малыш может пересыпать, трогать и перебирать. Например, можно пошить мешочки из различных по цвету и фактуре тканей и наполнить их различными мелкими предметами – например крупами, бобами, семечками и предоставлять ребенку возможность их щупать.
В возрасте от года и до трех лет можно использовать такие упражнения. Предлагается собрать несколько емкостей с крышками (например, банок, флаконов, коробочек и т.д.) и спрятать в одном из них сюрприз, предоставив ребенку самому его обнаружить. Можно сделать из банки копилку и предложить ребенку пропихивать в прорезь небольшие предметы – монеты, кусочки бумаги, пуговицы. Очень эффективно упражнение по переливанию воды или пересыпанию крупы или песка из одной емкости в другую. Можно предложить ребенку застегивать и расстегивать пуговицы или молнии на старой одежде. Подобных пособий можно придумать очень много.
Самый главный принцип методики Монтессори - ребенок должен иметь свободный доступ к интересующим его предметам. Самый лучший вариант, если он сможет играть без участия взрослого – это развивает в ребенке самостоятельность и ответственность.