Методика раннего развития детей Глена Домана
Еще совсем в недалеком прошлом многие родители и не думали о том, чтобы учить своих малышей самостоятельно, а сегодня уже ранее развитие детей стало просто реальностью нашей жизни. И в настоящее время многие родители доверяют словам Масару Ибука: "после трех уже поздно".
В СМИ, журналах для родителей активно обсуждаются различные системы и методики раннего развития. Но наверно самое неоднозначное отношение вызывает методика развития детей Глена Домана.
Глен Домана- американский врач, который занимается несколько десятилетий лечением детей, имеющий определенную патологию развития мозговой деятельности. Он разработан уникальные методики, помогающие детям с поврежденным мозгом восстановить нарушенные функции, по возможности догнать и даже обойти в развитии своих сверстников. Глен Доман и его открытия имеют значения не только для медицины. Его открытия, касающиеся возможностей человеческого мозга, произвели и своеобразную революцию в педагогике. Методика развития детей, страдающих нарушением мозговой деятельности Домана, оказалось полезной и необходимой и здоровым детям.
Глен Доман выделяет следующие тезисы своей методики:
-родители являются лучшими преподавателями для своего ребенка;
-маленькие дети имеют наибольшую способность к обучению, по сравнению с остальными;
-обучение представляет собой игру, которую стоит прекращать раньше, чем ребенок устанет;
-нет необходимости проверять своего ребенка;
-любознательность всегда поддерживается новизной и быстротой;
-человеческий мозг только тогда развивается, когда его используют, а также и растет благодаря использованию и завершается фактически к 6 годам.
Кроме того Глен Доман является основателем филадельфийского "Института ускоренного развития ребенка". Известный нейрофизиолог считает, что каждый отец и мать способны воспитать гениальных детей. Если следовать уникальной методики раннего развития Домана, то результаты ее занятий могут просто потрясти: так к 4 годам дети могут читать и понимать небольшие тексты на иностранных языках (даже на нескольких), играть на разных музыкальных инструментах, обладать математическими способностями и выполнять определенные упражнения гимнастики, и даже нырять и плавать. Глен Доман своим методикам посвятил множество книг.
Методика обучения
На основе своих исследований Глен Доман сделал вывод, что каждый ребенок от рождения награждается удивительным интеллектуальным потенциалом. А задачей взрослого заключается лишь в том, чтобы помочь реализовать этот потенциал. Это значит:
"не сделать ребенка гением, а дать неограниченные возможности в жизни. А осуществление этой цели будет определяться тем, что выберет для себя ребенок, кем он решит стать, что приглянется ему из длинного списка возможностей".
Глен Доман убежден, в основе любого умения или учения, а также и любой профессии лежат факты. Именно они и составляют базу, на которой и будет строиться знание. Ведь без фактов и нет знаний, т.е. факты - основа знаний, знания - базис интеллекта. Отличительной особенностью всех трудов Домана является то, что он много уделяет внимание познавательным функциям мозга, а именно его способности запоминать факты, но при этом ничего не говорит о развитии таких необходимых человеческих способностях как воображение, логическое и образное мышление.
Глен Доман сравнивает человеческий мозг с компьютером, но все-таки превосходство признает за человеком. Полезные факты в системе координат автора называются битами информации. А усвоение ребенком данных бит и является прямым путем к развитию интеллекта. А дети все новое впитывают максимально легко и огромной скоростью. Поэтому не стоит засорять мозг ребенка путанной и неточной информацией. На этом и построены основные принципы методики развития детей Глена Домана.
Целью занятий по методике автора является то, что нужно познакомить детей с тысячами точных, ясных, интересных фактов. А все эти факты, как компьютерная программа, должны быть систематизированы по разделам знаний, категориям и битам. К примеру, раздел «Литература», категория «Детские писатели», биты «портреты писателей», или - раздел "Биология", категория "Насекомые", биты "фотографии насекомых». Изображения всех необходимых бит информации должны быть непременно наклеены на картонные карточки размером 28 на 28 см. Оборотная сторона карточки содержит информацию о наименовании бита. Например, «это насекомое – жук». Глен Доман акцентирует внимание на то, что ребенку обязательно должен сообщаться только точный, четкий факт, а не определенное мнение, т.е. утверждение «какое красивое насекомое – жук» уже не будет правильным названием бита информации для ребенка.
Как должны проходить занятия?
Так, в спокойной обстановке несколько раз в день следует показывать ребенку и называть карточки, которые являются битами знаний разных категорий. При этом карточки должны только показываться на расстоянии не менее 45 сантиметров от лица малыша, а не даваться ему в руки. Показ осуществляется быстро: одна секунда на показ карточки и пять на то, что проговорить ее название. Глен Доман рекомендует начинать занятия с представления 5 различных категорий знаний, содержащих по 5 битов (получается всего 25 карточек) и показывать малышу не менее трех раз в день. Затем постепенно увеличивать количество категорий и темп показа. А усвоенную детьми информацию можно уже заменять новыми битами (ежедневно по одной карточке). Использованные же карточки следует убрать в картотеку и использовать их только по необходимости. Как правило, ребенок усваивает один факт - карточку (бит информации) за 30 показов.
Родители по желанию могут разработать собственную классификацию фактов по разделам и категориям, отличную от домановской. Автор данной методики развития детей среди многих областей знаний приоритет отдает математике и чтению. Глен Доман считает, что именно эти области больше всего оказывают влияние на интеллектуальное развитие ребенка. По его мнению, оптимальный возрастом для начало обучения является возраст малыша 3-6 месяцев. Но также начать и в год тоже неплохо. А вот после двух лет малыша будет учить с каждым годом все сложнее. Ведь к 6 годам заканчивается формирование мозга и очень важно успеть до этих пор. Оптимальным вариантом для ребенка будет, если родители начнут знакомить его с теми фактами, которые так или иначе соприкасаются с жизнью ребенка или встречаются в сказках, играх, песнях. Например, ребенку можно показать карточки с предметами обихода, овощами, фруктами, домашними и дикими животными и так далее. Очень полезными для малыша будет карточки на которых изображено. что именно делают дети (играет, сидит, плачет, спит, кушает). Кроме того можно также и смастерить серию карточек, где будут нанесены представители различных профессий: врач, педагог, шофер, клоун и т.п. Все это будет способствовать не только расширению кругозора у ребенка, но и будет развивать его речь.
А для того чтобы абстрактные и малопонятные факты не «зависали в воздухе», то занятия можно совместить с чтением любимых детских книг. К примеру, читая русские народные сказки можно подготовить серию сказок с растениями и животными, которые там именно упоминаются, или предметы быта русской старины (лапти, веретено, коромысло и т.д.). Если же ребенок требует почитать без конца «Айболита», то есть возможность рассказать ему и показать на географической карте Африку, или создать или рассмотреть альбом "Звери жарких стран",но там должны обязательно присутствовать звери, которых вылечил «добрый доктор Айболит». Но стоит помнить, что Глен Доман настоятельно рекомендует показывать карточки очень быстро (за 2-3 секунды – одну карточку), так детский мозг «фотографирует» картинку, а уже потом в состоянии покоя ее обрабатывает.
Учимся читать
Именно чтение является первым «китом» методики раннего развития детей Домана. По его мнению, обучение чтению в самом раннем возрасте дает сильнейший толчок всему развитию ребенка. Методика автора основывается на механическом запоминании слов, написанных красными большими буквами. Их также стоит по много раз в день показывать ребенку. В результате чего, малыш «перепрыгивает» буквенно-звуковой этап и учится сразу читать целые слова.
Кроме того Глен Доман выделяет еще два «кита», от которых зависит рост ума и одаренности: обучение математике и передача энциклопедических знаний ребенку о мире (включая музыку, иностранные языки, историю, географию), но также по специально разработанной домановской системе.
Математика
Автор считает, что если ребенка учить фактическому материалу в математике, то он откроет для себя такие математические правила как сложение, умножение, деление, вычитание. Ведь фактами на которых основывается математика – это числа (1,2,3,4,5,6 и так далее). Таким образом, Доман делает вывод, что математические способности являются также неотъемлемой функцией мозга человека. Автор предлагает уйти от абстрактных чисел, а заменить их определенным количеством точек, т.е. ребенку показывается все те же карточки, но на них изображены точки от одной до бесконечности и ему проговаривается количество точек на карточке. Поочередно показывают карточки, быстро и регулярно по пять штук, и называют громко их количество. У малыша это постепенно развивает способность на «глаз» определять количество точек и без их подсчета. Далее после изучения первых 20 цифр можно переходить к примерам.
Глен Доман утверждает, что если с достаточной интенсивностью и регулярностью показывать ребенку карточки с точками от одной до бесконечности, то малыш научится с ходу определять и предметное количество, не пересчитывая их. А это в свою очередь, поможет малышу выполнять в уме арифметические действия уже с большими числами. Автор объясняет, что ребенок должен сначала четко понять что такое количество, и только когда он сможет реально представлять, что значит шесть груш или восемь кошек, то его тогда следует и знакомить с цифрами.
Энциклопедические знания
Для знакомства с общими энциклопедическими знаниями ребенку демонстрируют карточки с рисунками животных, людей, предметов, фотографиями и т.п. Все человеческие знания условно подразделены на 10 отраслей (биология, история, география, музыка, искусство, математика, физиология человека, прикладные науки, языки и литература). Все разделы в свою очередь делятся на категории. Например, для биологии категориями являются рыбы, птицы, деревья и т.п. Каждая категория содержит в себе множество элементов. Принцип обучения такой же как и карточки "уроков" чтения, т.е ребенку показывают "биты интеллекта".
Но это не значит что дети, занимающиеся по домановской методике развития - классические заученные вундеркинды. Автор также уделяет и большое внимание физическому развитию. Его маленькие вундеркинды всегда полные энергией и здоровьем тренированные спортсмены. Кроме того, Глен Доман разработал и целую систему физического развития детей. Ученый утверждает, что в первую очередь, стоит уделять особое внимание и предоставлять возможность двигаться малышу буквально с первых дней жизни (закреплять у новорожденных ползательный рефлекс).
Методика развития детей Глена Домана позволяет усваивать достаточно большой объем знаний информации при этом абсолютно неназойливо со стороны взрослого. Малыш привыкает постоянно тянуться к чему-то новому, к более свежим «битам информации». Помимо этого также и воспитываются родители: они понимают, что с ребенком необходимо работать, чтобы достичь определенных результатов.
А факты говорят сами за себя: не один десяток нобелевских лауреатов учились в детстве именно по Глену Доману!