Яндекс.Метрика

Второй ребенок. Как подготовиться.

Второй ребенок.

Второй ребенок

      Предлагаю сегодня рассмотреть психологические проблемы, возникающие у семьи, в которой появляется второй ребенок. Малыш глазами старшего, самые "популярные" родительские ошибки и простые способы справиться со сложной ситуацией.

    В семье должен появиться второй ребенок. В ожидании этого события родители много размышляют о

деньгах, размерах квартиры, здоровье мамы и малыша и массе других важных вещей. И часто забывают подумать о том, как воспримет рождение брата или сестры старший ребенок. Или рассматривают его в первую очередь как потенциального помощника.

И вот младенец появился. Он – центр внимания родителей.
Редкая мама интересуется в этот период мыслями и чувствами старшего. Рядом с малышом он кажется очень взрослым. И мама забывает, что в свои 3, 5 или 8 лет он продолжает оставаться ребенком. Да и не до того ей, устала, не выспалась, хочется, чтобы помогли или хотя бы не мешали.
И старшему достается мамино «не мешай», «не шуми», «отойди», «не трогай», «мне некогда»… Потом к ним добавятся требовательные «подай», «принеси», «сбегай», «посиди с ребенком», «поиграй с ним» и так далее.

Как ребенок проживает появление нового члена семьи? Чаще всего сначала младенец воспринимается как новая игрушка. Очень быстро выясняется, что игрушка эта мамина и папина, повозиться с ней в своё удовольствие никто не даст. Хуже того, родители заняты исключительно малышом, привлечь к себе их внимание трудно. Проходит немного времени, и ребенок понимает, что младшенький обосновался здесь навсегда. И с ним нужно будет делить игрушки, комнату, мамину любовь…
Ребенок пытается приспособиться к новому образу жизни так, как может. Чем он младше, тем более явными будут проявления ревности, тем более глупыми, дикими или смешными будут казаться взрослым его действия. Могут возникать вспышки агрессии в отношении малыша или, вероятнее, родителей – крик, швыряние игрушками, попытки подраться или что-нибудь испортить. Или попытки тоже побыть младенцем и вернуть таким образом внимание родителей – сосать палец, разучиться пользоваться горшком, постоянно ныть и т.п. В результате старший получает внимание родителей. Окрики, шлепки, нотации – лучше, чем ничего.

Родителям очень трудно восстановить мир в семье, если старший малыш «застрял» в ревности, постоянно требует внимания или агрессивен. Тогда на помощь приходит специалист – психотерапевт или психолог.
Гораздо проще предотвратить сложную ситуацию. Как это сделать?

В ожидании младшего ребенка или как подготовиться к рождению второго ребенка
• Прежде всего, старшего ребенка, каким бы маленьким он не был, необходимо подготовить к рождению брата или сестры. Сделать это надо заранее, чтобы у него было время разобраться в своих чувствах, подготовиться к своему новому статусу. Стоит рассказать ребенку об изменениях, происходящих в организме мамы, на доступном ему уровне. Дать потрогать мамин живот, почувствовать толчки малыша. Но ни в коем случае не заставлять это делать.
• У «старшего» уже есть своя жизнь, свои интересы и пристрастия. Не стоит навязывать ему разговоры о том, что ему в данный момент не интересно, даже если это – его будущий братик.
• Постарайтесь не совмещать с появлением новорожденного другие резкие изменения в жизни ребенка: приучение к горшку, отучение от соски, начало детсадовской жизни и др. Дополнительная нагрузка может усложнить ситуацию, поэтому лучше всё сделать заранее или не торопиться.
• Не совмещайте «удаление из дома» к бабушке, няне или в детский сад с рождением ребенка. Если это неизбежно, лучше на несколько месяцев раньше.

После рождения малыша.
• Постарайтесь максимально сохранить условия жизни ребенка – привычные порядки и ритуалы, вещи на привычных местах и т.п. Не следует отдавать комнату или вещи старшего младшему.
• Прежде, чем потребовать чего-то от ребенка, подумайте, стали бы вы требовать того же до рождения малыша? По возрасту ли ему ваши требования?
• Если появилось желание помочь маме, обязательно предоставьте такую возможность: дайте потолкать коляску, попросите помочь выбрать одежду. Если просит подержать, создайте для этого условия, например, посадите в кресло и подстрахуйте.
• Постарайтесь как можно меньше мотивировать ограничения и отказы присутствием младшего. По возможности не разделяйте занятия с обоими детьми, например, совмещайте кормление младшего и чтение старшему.
• У старшего ребенка должно быть «личное время», минут 15-20 в день, когда он остается один на один с мамой. В это время мама занята только им, отменяются хозяйственные хлопоты и телевизор.
• Время от времени стоит разделять малышей между родителями, например, папа может пойти в зоопарк со старшим ребенком, пока мама остается дома с младшим.
• Обсуждайте с ребенком преимущества присутствия в его жизни младшего брата или сестры, большие возможности, связанные с более старшим возрастом (насколько больше он умеет, может сделать, понимает, ему больше разрешают) .
• Если появление второго ребенка расширяет круг обязанностей первенца, помните, что соответственно должно увеличиться количество прав.
• Если старший ребенок ведет себя агрессивно по отношению к младшему, родители должны вмешаться сразу. В этой ситуации не стоит наказывать ребенка, особенно физически. Это только ухудшит ситуацию. Помните, что действия ребенка – крик о помощи. Ему очень не хватает вашей любви и внимания. Спокойно скажите ребенку, что вы понимаете его чувства, например: «Сейчас ты злишься на малыша, потому что я много занимаюсь с ним и у меня не хватает времени, чтобы поиграть с тобой.» Затем объясните, что малыш ни в чем не виноват, слаб и беспомощен, ему нельзя делать больно. Обязательно через некоторое время займитесь со старшим. И чаще показывайте и говорите ему, что его любите – взглядом, прикосновением, словами.

Дети растут.
• Не сравнивайте детей друг с другом. Особенно, если другой лучше. Это ранит ребенка, он вряд ли захочет стать лучше, скорее – просто поверит, что он хуже. Лучше – хвалите, вместе и порознь. И в первую очередь – за то, что они делают вместе.
• Создавайте ситуации, в которых дети вынуждены сотрудничать. Выбирайте совместные игры, в которых есть место для всех детей и нет места конкуренции.
• Учите детей слушать друг друга, выходить из конфликтных ситуаций самостоятельно, обязательно хвалите за то, что сами нашли выход.
• Помните, что иногда детям, так же, как и взрослым, надо отдыхать друг от друга.

Дети взрослеют, и одна из основных задач родителей – сделать так, чтобы, став взрослыми, братья и сестры остались близкими друг другу людьми, чтобы мысль о рождении своих детей не пугала старших, а младшие не оставались вечными младенцами, ищущими того, кто о них позаботится. Это трудная задача, но большинство родителей, так или иначе, с ней справляется. Получится и у Вас!

 А теперь немного юмористический ролик о том, как обычно рассказывают первенцу, что у него будет братик или сестренка.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.

SocFishing - сервис автоматизации маркетинга