Спортивные игры для детей дошкольного возраста
Методы физического развития для малышей
Детям дошкольного возраста рекомендовано несколько раз в день, не обязательно в строго выбранное время — исполнять физические упражнения путем кратковременных имитационных движений, применяя спортивные игры (игры для детей), состоящие из комплексов в 6— 8— 10 упражнений. Исключить можно упражнения сразу после сна, включая дневной, сон обязательно проводится в одно и тоже время. Комплексные упражнения, детские игры, состоящие из различных подражательных движений, способствуют развитию творческой фантазии. Они мало утомительны и интересны детям.
В теплые времена года, для занятия лучше всего подойдет двор, сад, парк. В прохладные времена — в комнате с приоткрытой форточкой, на чистом ковре (хорошо обчищенный и используемый только для таких занятий). Не забываем, что одежда не должна стеснять малыша в движениях. Ни в коем случае, во время занятия, на ребенке не должно быть тесной обуви — это затрудняет движение, дыхание и кровообращение. Перед началом занятий, дайте последовательное объяснения о содержании упражнений или игры для детей. Делать это необходимо четко, бодрящим голосом. Объяснять нужно кратко потому, что у малышей, особенно в возрасте 3—4 года, внимание обычно не устойчиво и им трудно сосредотачиваться на продолжительном объяснении. Старайтесь показать на себе метод выполнения упражнения. Выполнять нужно в «зеркальном» отображении — стоя напротив малыша(ей), подняв правую руку, он должен поднять левую.
Детские игры или определенные упражнения нужно называть несложным словом, чтобы малышу легко было запомнить его, и при названии, уже понимал, что необходимо делать. Не нужно требовать от малышей досконального выполнения упражнений, так как в возрасте 4—5 лет, координация движений у них не вполне развита. Выполнять необходимо только основные элементы движений. Особенно увлекают детей — упражнения в формате игры, в добавок, стимулируют положительные эмоции. Важно учитывать возраст ребенка прежде чем требовать от него то или иное упражнение, для определенного отрезка возраста существуют свои категории упражнений.
Во время выполнения упражнений, необходимо как можно больше разнообразить исходное положение (на четвереньках, лежа, сидя, стоя). Применяя во время занятия флажки, обручи, мячи, палки, веревки, мешочки — проверьте, соответствуют ли они по весу и размерам, физическому развитию и возрасту ребенка.
Правильная дозировка упражнений очень важна. При исключении такого требования, ребята младшего возраста рано устают и возможна потеря интереса к занятиям. Необходимо начинать с минимальной дозировки, при этом, ребенок должен увлечься занятием и не переходить за указанные границы. Продолжительность занятий рассчитана следующим образом: возраст 3 года — 15, 20 минут; 4 года — 20, 22 минут; 5 лет — 22, 25 минут.
Со старшими по возрасту, проводится большее число упражнений, увеличивается темп выполнения упражнений и число повторов. Заданный темп может быть медленным, средним или быстрым. Когда движение сопровождается глубоким дыханием, тем замедленный (раз и...два и...). Прыжки и бег необходимо выполнять в ускоренном темпе (раз...раз...раз...). Средний тем, поддерживается счетом: раз, два, раз, два.
Во время выполнения физического упражнения дыхание у ребенка должно быть всегда свободным, произвольным. Напомним, что не следует вымогать его сознательной регуляции и согласования в движениях. Недопустимо затягивать дыхание. Немаловажно — воспитать естественную привычку вдыхать носом. Полезны для здоровья упражнения и детские игры, воспроизводящие усиленный выдох: игры для детей, с легкими бумажными изделиями, пушинками, вздымающиеся в воздух от резкого выдоха ртом — вплоть до пускания мыльных пузырей.
Нагрузки необходимо распределять на все части тела. Следите за переменами и сменой движения рук, ног и туловища. Комплекс упражнений обычно начинается с более легко выполняемых упражнений, которые усложняются постепенно, а заканчивать, простыми упражнениями и ходьбой. Обратив внимание на быструю утомляемость детей дошкольного возраста, неплохо будет, после трудных упражнений, делать короткую паузу (отдых 35—40 секунд). Если ребенок вдруг стал плохо себя чувствовать — физические упражнения прекратить, пока не выяснена причина недомогания. Необходимо иметь в виду, что все лихорадочные заболевания, болезни за счет инфекции в остром периоде, ангина, ревматизм, а также, острые болезни внутренних органов (печень, почки и т.п) — не совместимы с физическими занятиями. После выздоровления, возобновлять занятия можно не раньше чем через 1 — 1,5 месяца, при этом, начиная с простых и легких нагрузок, постепенно увеличивая уровень сложности.
Допустимо проводить занятия с ребенком при: катаре верхних путей дыхания, или протекающим у ребенка насморке, без повышенной температуры с общим удовлетворительным состоянии. Причем с исключением всех трудных упражнений, и уменьшенном числе повторов каждого движения.
Упражнения детям от трех лет
«Выше выше» — стойка прямая, ноги на ширине плеч, руки расслабленны (опущены). Расслабленными руками размахивать вперед — назад, поднимая их выше с каждым разом. В среднем темпе повторяем 3—4 раза.
«Стал маленьким» — стойка прямая, ноги на ширине плеч, ступни параллельны, руки расслабленны. Присесть до низу (согнуть ноги в коленях), затем стать. Повторять в среднем темпе 4—5 раз.
«Деревья качаются» — стойка прямая, ноги врозь, руки в стороны и подняты в верх. Наклон влево, после в право, руки не опускать. В среднем темпе повторить 4—6 раз.
«Покажи ладони» — стойка прямая, ноги на ширине плеч, ступни параллельны, руки расслабленны. Ладонями в верх вытянуть обе руки, затем перевести их за спину. В среднем темпе повторить 6—7 раз.
«Птиц клюют» — стойка прямая, ноги на ширине плеч, руки расслабленны. Присесть, пальцами постукивая о колени, затем выпрямиться. В среднем темпе повторить 3—4 раза.
«Намотай нитку» — стойка прямая, ноги врозь, руки согнуть перед грудью, пальцы сжаты в кулак. Исполняем круговые движения кистями, в виде наматывания нитки в клубок. В быстром темпе повторить 13—15 раз каждой из рук.
«Достаем носки ног» — стойка прямая, ноги врозь, руки расслабленны. Наклоняемся вперед, пытаясь достать пальцами рук — пальцы ног. В среднем темпе повторить 5—7 раз.
«Цапля» — прогулка по комнате, поочередно как можно выше поднимая то одну ногу то другую. Выполнять 35—40 секунд.
«Паровоз» — прогулка по комнате, исполняя переменные движения согнув руки в локтях, проговаривая Чух! Чух! Чух! Выполнять 25—30 секунд.