Ребенок 6 месяцев Особенности развития
Шесть месяцев – это по праву первый юбилей в жизни маленького человечка. Ребенок 6 месяцев: практически постоянно двигается, играет, активничает и пытается изучать каждый предмет, который попадает ему под крошечную ручку. А значит и питание ребенка в 6 месяцев должно соответствовать его энергичному образу жизни и конечно удовлетворять все потребности организма.
Обычно к этому возрасту начинают водить прикорм. Меню ребенка в 6 месяцев, который находится на искусственном вскармливании, уже достаточно разнообразное и он уже попробовал ряд новых продуктов. А вот для деток, находящихся на грудном вскармливании лучше всего начинать с овощного пюре. И так постепенно в рацион питания ребенка 6 месяцев вводить тыкву, кабачок, морковь, брокколи. Но готовить блюдо на первых порах лучше из одного вида овоща и вводить по ½ чайной ложки, постепенно увеличивая порцию. В случае если малыш не очень хорошо набирает вес, то целесообразнее начать прикорм ребенка 6 месяцев с каши (рисовая, гречневая). Но тоже только из одного вида крупы. Затем можно постепенно ввести фруктовое пюре, яичный желток, творожок, сок.
К этому возрасту жизни рост ребенка увеличивается на 15-17 см. Вес увеличивается (примерно) на 650 грамм.
Малыш по-прежнему спит днем 2-3 раза, по 2 часа. Режим дня ребенка 6 месяцев практически не отличается от режима пятимесячного ребенка, он по-прежнему спит днем 2-3 раза, по 2 часа. Желательно, чтобы хотя бы 1 раз в день малыш спал на свежем воздухе. Ночью сон глубокий продолжительностью до 11 часов. Малыш сам постепенно будет переходить на 5-ти разовое питание, кушать с перерывами 4 часа днем и 8 часов ночью.
Не зависимо от того, сколько спит ребенок 6 месяцев, периоды его бодрствования должны быть активными и наполнены игровыми занятиями и общением. В 6 месяцев ребенку развитие его можно охарактеризовать следующими достижениями:
1. Малыш уже произносит различные звуки, подражая взрослым. Активно прислушивается к словам папы и мамы, старается повторять за ними.
2. К этому времени ребенок уже запоминает название большинства предметов окружающих его. Реагирует на произнесение названий данных предметов, увидев, тянется за ними.
3. Играя с игрушками, малыш уже перекладывает их с руки в руку.
4. Кроха научился бросать игрушки. Он выбрасывает их с кроватки или манежа, прислушиваясь к звукам.
5. Ребенок 6 месяцев уже способен самостоятельно собрать все игрушки в корзину или специальный ящик для игрушек.
6. Маленький непоседа уже немного ползает, он может продвинуться на расстояние до 30 см.
7. Малыш уже хорошо сидит, держась за кроватку. При опоре пытается встать на ножки.
Особенности развития детей этого периода жизни заключаются в том, что начинаются формироваться речевые навыки. С ними нужно чаще разговаривать, правильно называть предметы и все что происходит вокруг. Естественно ребенок многое не понимает, но он с интересом будет слушать вас, формируя свой пассивный словарный запас. Малыш быстро запоминает названия предметов, скоро он уже сможет указывать на некоторые из них. К тому же ребенок 6 месяцев умеет уже или учится устанавливать причинно-следственные связи. В этом ему можно помочь, приобретая развивающие игры и игровые доски. Малыш играя будет получать удовольствие от того что у него получается это делать. Нажал на кнопочку - заиграла мелодия, покрутил ручку – затрещала трещотка, действия очень простые по своей сути, но удовольствия принесут вашему ребенку просто огромные.
Ребенку можно предложить для игры различной формы фигуры, кубики, матрешки и т.д. Кроме того при выборе определенных игровых пособий для данного возраста, обращайте также и внимание на то, чтобы они были направлены и на творческое развитие детей. Не забывайте, что игрушки для детей 6 месяцев должны быть сделаны из качественных материалов и быть безопасными для малыша. Ребенок с охотой выбрасывает игрушки из кроватки, поэтому можно привязать какую-нибудь из них на веревочку и несколько раз показать, как можно выбросив ее потом подтянуть назад. Будьте уверены, что это заинтересует вашего малыша. Единственное, НО, это не оставляйте ребенка с подобной игрушкой наедине.
Сенсорное развитие детей в этом возрасте особо важно, особенно следует уделить внимание тактильным ощущениям малыша. Разнообразьте игры, по возможности нужно давать ребенку трогать игрушки. Важно чтобы игрушки были разной фактуры - мягкие и твердые, гладкие и шершавые и т.д. Гуляя по улице подобным образом можно познакомиться с растениями, фруктами, снегом, следя при этом, чтобы он не тянул их в рот. А для того, чтобы и познавательное развитие ребенка началось своевременно, то также немаловажно произносить названия данных предметов, малыш как губка, очень быстро усваивает получаемую информацию. Ребенок 6 месяцев уже получает особенный восторг от купания. Поэтому это процесс необходимо разнообразить играми на воде с игрушками: корабликами, пластмассовыми рыбками, уточками и др. Подобные игрушки отличным образом формируют координацию движения у малыша. Играя, не забывайте о простых правилах безопасности, не оставляйте даже на пару секунд его одного в воде.
Малышам очень нравится раскачиваться, потому отличным подарком для них к юбилею будут специальные детские качели с сиденьем. Качая на качелях ребенка можно произносить различные слова. Кроха будет реагировать на них с удовольствием, и это в свою очередь будет положительно влиять и на умственное развитие ребенка. Он также будет в восторге от игры на коленях у родителей, и а результате чего хорошо запомнит произносимые вами при этом слова, поэтому постарайтесь придумать какую-нибудь интересную рифму.
Физическое развитие детей шестимесячного возраста уже предусматривает и начало ползание. И манеж, в котором малыш играл ранее, становится тесен для него. В это время можно расстелить на полу комнаты какое-нибудь одеяло, предварительно убрав подальше опасные вещи. Маленький следопыт будет с интересом изучать территорию комнаты, играть с расставленными рядом игрушками.
Ребенок 6 месяцев умеет обычно уже сидеть. В случае если ваш малыш пока еще не готов самостоятельно седеть, не следует специально усаживать его на подушку. Для малыша пока он не научится самостоятельно сидеть на кроватке, лучшим вариантом будет детский шезлонг.
Эмоциональное развитие ребенка
Занятие 1. Родители, перед тем как кормить, переодевать, умывать ребенка создают особую эмоциональную обстановку. Например, мама показывает бутылочку и спрашивает: «Кто будет кушать?», улыбаясь, помогает ему принять нужную форму. Эмоциональное общение в форме игры обеспечит хорошее настроение.
Занятие 2. Мама должна вести себя таким образом, чтобы малыш реагировал, когда к нему обращаются по имени. Таким образом, проверяется реакция малыша. Мама находясь не далеко от него называет имя схожее с его именем, повторяет его. Потом мама называет правильно имя своего ребенка. Услышав которое он должен радоваться и оборачиваться к родителю.
В какие развивающие игры 6 месяцев ребенку можно использовать?
Не стоит забывать о том, что именно игра является важным этапом в развитии ребенка. Крохе безумно нравится, когда у него берут игрушку, показывают ему, дают подержать и опять берут. Он любит также, когда мама или папа гремят погремушкой или ударяют о жестяную коробку, т.е. предмет в игре выступает как средство общения. Можно, например, предложить малышу поиграть в развивающую игру «Снимаем шляпы». Ведь ребенок только еще начинает узнавать лица, конечно, долго разыгрывать его вы не сможете, но ему определенно понравится одевать и снимать шляпы.
Для того, чтобы малыш не испугался, то на определенное мгновение снимите шляпу и дайте ему понять что вы все еще его папа или мама. Если все - таки ребенок 6 месяцев испытывает определенный страх, то стоит отложить эту игру, когда он подрастет, чтобы это не повлияло отрицательно на психологическое развитие ребенка. Если все порядке, то вам потребуется различные виды головных уборов (колпак, шапочка для душа, вязаная шапочка, бейсболка, шляпа и т.д.) и детское кресло. Маски в данном случае не подойдут, они могут испугать ребенка этого возраста. Посадите кроху в кресло лицом к себе. И поочередно надевайте шляпы, привлекая тем самым внимание на себя: «Посмотри на меня, я пожарный!». Затем наклоните голову к ребенку и дайте возможность потрогать и снять головной убор. Это игра способствует развитию осознание причины и следствия, понимание неизвестности предмета, преодоление страха перед незнакомыми людьми и дает определенные социальные навыки.
Всем известно, что самая простая игра, которая открывает огромные возможности – это знакомство с миром на ощупь. Это игра не требует специальных приспособлений, не отнимает практически времени у взрослых и в нее можно играть с рождения и везде. Начать стоит с дома: неся малыша в ванную или просто держа на руках , проводите его маленькой ручкой по всем попадающимся поверхностям (шкаф, металлический ключик, меховое пальто, стенка и т.п.). И обязательно дайте потрогать материалы из которых сделаны мамины наряды (хлопок, лен, шелк, бархат, шерсть и синтетика). Малышу это будет очень любопытно, интересно и ново. Да, и при этом не забывайте произносить название того, что кроха трогает в данный момент. Затем можно и перенести игру на улицу. Если ребенок 6 месяцев уже ползает, то можно менять ему чаще фактуру «подстилок». Это могут быть лоскутные одеяла, пеленка, клеенка, развивающий коврик и т.д.
Тренируем ручки
Необходимо использовать игры, которые будут способствовать расслаблению пальцев и кистей рук. Например, «Красим забор» (движение кисти вправо-влево, вверх-вниз), «Курочка пьет водичку» (ритмичные наклоны рук вперед, пальцы сложены в виде клюва ), «Погладим котенка» (плавные поглаживающие движения сначала одной, а потом и другой рукой). На первых началах выполняйте данные движения, взяв ласково ручки малыша в свои ладони. А через некоторое время (несколько дней) кроха будет их воспроизводить самостоятельно.
Мама кладет возле ребенка музыкальную игрушку, предварительно обвязав ее лентой длинной 60-80 см, на конце которой привязано кольцо диаметром до 6 см. Кольцо ложится перед ребенком на расстоянии 30 см. Малыш хватает кольцо, натягивая ленту, тем самым раскачивая погремушку, которая вследствие этого начинает звенеть. Тем самым ребенок запоминает связь между своими действиями и полученным результатом.
Развиваем речь
Мама в процессе ухода за малышом кратко поясняет ему свои действия. Одновременно вслушиваясь в речевую реакцию малыша. Если ребенок начинает лепетать или гулить, маме нужно вступать в перекличку с ребенком. Ребенок сначала внимательно прислушивается, а потом более активно начинает подражать звукам издаваемым матерью. С полугодовалого возраста взрослый уже обращается к малышу с вопросом «Где?». Для этого в комнате по углам расставляются любимые игрушки. А потом задаются вопросы: «Где машинка? Где собачка?» и т.д. Игрушки должны стоять всегда в одном и том же месте. Постепенно ребенок запоминает месторасположения тех или иных игрушек и на вопрос мамы поворачивает голову в нужную сторону.
Для того, чтобы ребенок имел возможность понимать отдельные слова, то с ним следует разговаривать медленно, отчетливыми и простыми фразами (это кукла Маша, это книга мамы). Выделяйте отдельные слова, стройте короткие фразы и делайте определенные паузы между ними, чтобы кроха смог их разобрать. Имитируйте звуки, произносимые вашим малышом. Взаимная имитация доставит вам обоим большое удовольствие. Разнообразьте музыкальные записи, читайте простые стишки и потешки несколько раз. Книжки для детей этого возраста должны быть с красочными картинками, чтобы захватить внимание ребенка.
Научите кроху выполнять простые просьбы («Помаши ручкой», «Поцелуй бабушку», «Дай маме куклу»), при этом добавляйте слово «пожалуйста», для того чтобы ребенок учился распознавать просьбу. Конечно это сразу не случится и потребуется определенное время, но не в коем случае не показывайте своего разочарования, а помогайте малышу выполнять ваши просьбы и в конце концов он это обязательно сделает. И как только это произойдет, избегайте дрессированного общения с ребенком, требуя выполнить выученный «номер» каждый раз, когда появится соответствующая публика.