Развитие речи ребенка
В вашей семье растёт малыш - весёлый и озорной сорванец, но не исключено, что он просто тихоня, не по-детски сосредоточенный человечек. Забота о его здоровье и развитии всегда будут главным приоритетом в его воспитании. И если ребёнок физически здоров, о чём прежде всего говорит его внешний вид, то об его умственном развитии трудно судить, если речь ребёнка недостаточно развита.
Развитие речи у детей начинается уже с первого полугодия и зависит от психического, эмоционального развития, наследственных факторов и, конечно, воспитания. Не секрет, если малыша лишить общения речь ребёнка ещё долго будет оставаться неразвитой.
Посмотрите передачу о развитии речи детей:
Второй год жизни — ответственный период речевого развития. Важно не упустить это время для развития речи детей. В этот период умение понимать речь окружающих развивается очень легко — достаточно несколько раз обозначить предмет и ребёнок запоминает его название. В процессе развития двигательной активности, когда малыш натыкаясь на предметы вокруг, которых в доме предостаточно, рассматривает их, речь его совершенствуется, становится красочнее и богаче.
Работа по развитию речи детей должна проводится одновременно с работой по его ориентации в окружающей среде. Всегда использовать различные действия, предметы обстановки, процесс кормления, туалета. Взрослый должен как можно чаще говорить о том, что он делает ребёнку: если это кормление, говорить о еде, во время одевания называть части одежды. Важно, чтобы всё, о чем говорят с ребёнком сопровождалось положительными эмоциями, подкреплялось его ощущениями.
В развитии речи детей основную роль занимают игры.
Играя он познаёт мир, поэтому игра долго остаётся основным инструментом, с помощью которого речь ребёнка становится более осознанной. Игра должна соответствовать возрасту детей. Совсем маленьким предлагают поискать любимые игрушки, сначала спрятав их, но так, чтобы малыш легко смог отыскать предмет. Игра должна быть обязательно веселой и тогда результат будет налицо.
В раннем возрасте можно использовать инсценировки — разыгрывать простенькие сюжеты, используя в качестве главного героя, например, домашнего питомца. Можно в стихотворной или в песенной форме рассказать, как спит животное, где оно спит, как и что кушает и сравнить с малышом вместе их поведение. Ребенок охотно выполняет поручения старшего и в этом возрасте речь должна постепенно стать регулятором его поведения.
На втором году появляется способность к обобщению — это выделение общего в предметах и явлениях. Сначала дети обобщают по внешним признакам: цвету, материалу и пр. Позже под влиянием того, что говорят взрослые способность к обобщению развивается и ребёнок начинает объединять предметы по их назначению.
Для успешного развития речи у детей можно использовать разнообразный наглядно-дидактический материал. Надо не забывать о том, что слово, связанное с восприятием предмета, усваивается легче. В работе с детьми по развитию речи используют демонстрационные пособия (картины, игрушки) и раздаточные (маленькие картинки, предметы быта, то есть всё то, что можно дать в руки каждому ребенку).
Наиболее распространённый вид пособия по развитию речи детей - картины, подобранные по тематике применяют для обобщения, развития умения классифицировать. Для этого используют тематические наборы предметных картинок (транспорт грузовой, легковой, пассажирский, водный, посуда чайная, столовая и пр.).
В работе по развитию речи детей широко используется художественная литература. Книга прежде всего должно быть красочной и яркой, учитывая, что восприятие ребёнка зависит прежде всего от качества иллюстрации, к ней должны предъявляться особые требования.
В играх для развития речи у детей важное место занимают игрушки и пособия для кукольного театра. Театрализация сказок помогает глубокому восприятию художественного произведения, а участие в самом спектакле способствует развитию речи, ребёнок использует сравнения, литературные обороты, активно использует диалог, разговаривая с персонажами.
Театр игрушек очень любят малыши 3-4 лет, в этом возрасте можно использовать театр кукол или теневой театр – всё это способствует речевому развитию ребёнка.
Ознакомление с природой тоже играет немаловажную роль в развитии речи у детей. Во время прогулок и экскурсий взрослые, используя естественное детское любопытство, учат малыша наблюдательности, обращая внимание ребёнка на растения вокруг, на птиц, насекомых, животных. Малышам предлагают в простой форме описать увиденное, детям постарше задачи ставят посложнее – они должны уметь ответить на конкретный вопрос, охарактеризовать предмет разговора.
Очень хорошо, если в доме вдруг появится аквариум с рыбками, мелкие грызуны, котёнок или щенок и малыш с энтузиазмом станет ухаживать за питомцами, что будет способствовать не только развитию его речи, но и воспитает в нем высокие моральные качества. Забота о слабом и беззащитном существе поможет воспитать такие нужные качества, как сострадание, ответственность, чувство долга.
Важное место в работе с развитием речи у детей занимает обучение правильному звукопроизношению.
В этом случае используют упражнения для развития речи детей. Существует дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста. Пособия представляют собой набор предметных и сюжетных картинок на определённые звуки. Такие упражнения для развития речи детей развивают и совершенствуют фонематический слух детей, с их помощью закрепляют знания о звуковой и слоговой структуре слова.
Для решения возникшей проблемы родители могут обратиться к врачу-логопеду и с его помощью, используя упражнения для развития речи детей, успешно преодолеть возрастную проблему.
Сейчас в мире стремительного развития компьютерных технологий появляются новые, более эффективные средства и методы, используя которые можно развить интеллект ребёнка, речь его будет содержательной и красочной, словарный запас обогатится новыми, часто не привычными для слуха, выражениями и словами. Компьютерные технологии создают программы, умеющие в доступной форме донести до сознания малыша предлагаемые задачи.
Кроме всего вышеперечисленного в продаже появились интерактивные игрушки. Такая игрушка – желанный подарок для ребёнка, её появление в доме обеспечит ему более качественное восприятие окружающего мира.
Самое главное, о чем должны всегда помнить родители - никакие достижения науки не смогу заменить малышу живое общение с ними, другими детьми и взрослыми.
Родительская любовь - надежда на то, в будущем ребёнок сможет найти достойное место в обществе.