Нравственное воспитание детей с помощью русских народных сказок
Русские народные сказки для детей имеют огромное значение, как важнейшее средство нравственного воспитания. Народ, бережно храня и преумножая, передавал из поколения в поколение свои традиции. Ведь в сказках чувствуется душа народа, его обычаи и нравы. Язык народных сказаний поэтичен, насыщен эпитетами и речевыми оборотами. При этом он очень возвышает и утончает душу слушающих. Особенно актуально нравственное воспитание детей с помощью сказок в современном обществе, когда многие ценности утрачивают свое предназначение. Зачастую бывает так, что создатели мультфильмов искажают смысл, заложенный изначально в сказках, то же самое происходит и с вновь изданными книгами. Авторы превращают поучительное повествование в развлекательное действие. Поэтому следует в воспитании детей находить время «для общения со сказкой». Именно «общение», потому что детские сказки – это волшебный мир, в который ребенок погружается всеми эмоциями и чувствами. Только «пережив» волшебную историю всей душой, ребенок сделает для себя определенные выводы, приобретет жизненный опыт.
Значение сказки в духовно-нравственном воспитании ребенка
Происходит расширение понятий и представлений ребенка об окружающем мире. Совершенствуются навыки связной речи, обогащается речевой словарь.
Развиваются социальные навыки: дружелюбие, терпение, стремление помочь и порадовать близкого человека, общительность, внимательность, потребность делиться положительными эмоциями и впечатлениями, усердие.
Детьми усваиваются нравственные понятия и категории: трудолюбие – лень, послушание – непослушание, жестокость – милосердие, бескорыстие – жадность. Сказки для детей важны тем, что учат делать выбор между хорошим и плохим, применяя нравственный опыт из сказок в жизни.
Развивается стремление подражать добрым и хорошим персонажам детских сказок и вести себя доброжелательно, заботливо к окружающим.
Воспитываются такие черты характера, как послушание, терпение, любовь к ближнему, милосердие.
Развивается чувство красоты и эстетики, умение ценить и беречь прекрасное.
Особенности проведения занятий и игр
Для более полного ознакомления детей с русским народным фольклором, необходимо использовать при занятиях не только сказки, но и познавательные рассказы, былины, загадки, пословицы, поговорки. Детям младшего дошкольного возраста читайте небольшие, простые для восприятия, детские сказки. Для детей постарше возможно использование на занятиях произведений, более сложных и глубоких по содержанию.
Очень содействует образному восприятию музыкальное сопровождение игр и занятий, которое благотворно влияет на психику ребенка и помогает прочувствовать образы героев. Также желательно использование иллюстраций (репродукции картин и книжные иллюстрации), фотографий, произведений прикладного искусства, открыток.
Придерживайтесь определенной структуры занятий, используя сказки для детей:
Первый этап. Прослушивание сказки под музыкальное сопровождение, соответствующее «настроению» ключевых моментов.
Второй этап. Обсуждение сказки с детьми с помощью демонстрации картинок и иллюстраций, нахождение основного ключа и идеи. Возможна инсценировка понравившихся или главных эпизодов сказки.
Третий этап. Проведение практических занятий – лепка, рисование, аппликация.
Практические занятия, использующие детские сказки для воспитания
Занятие 1 по сказке «Теремок».
Цель: знакомство с понятием «дружба».
Задачи:
- Научить детей понимать поступки героев, их правильность и последствия.
- Познакомить с пословицей «В тесноте, да не в обиде», помочь понять смысл.
- Воспитывать дружелюбие, гостеприимство.
- Рассматривая иллюстрации, развивать умение замечать интересные детали, в том числе особенности домов и построек.
Музыкальное сопровождение:
Главный образ – «Русская народная песня», Чайковский П.И.
Дружная жизнь зверей в теремке – «Казачок», Даргомыжский А.
Медведь на теремке – «Мужик на гармонике играет», Чайковский П.И.
Проведение практической части:
Изготовление аппликации «Дружный домик».
Материалы для проведения занятия:
Текст сказки, иллюстрации, ножницы, клей, цветная бумага, ноты для проигрывания музыкального сопровождения или аудиозапись.
Занятие 2 по сказке «Гуси - лебеди».
Цель: учить чувствам - любовь, ответственность, послушание.
Задачи:
- Привитие детям чувства ответственности за свои поступки, стремление исправлять ошибки в действиях и поведении, выполнять обещания.
- Воспитание заботливости о родных и чувства внимательности.
- Развитие приветливости и послушности.
Музыкальное сопровождение:
Главный образ – «Русская народная песня», Чайковский П.И.
Сцены игр – «Камаринская», Чайковский П.И.
Эпизоды поиска и спасения брата – «Русская песня», Беркович И.
Тема «Баба-Яга и гуси-лебеди» - «Сказка», Прокофьев
Проведение практической части:
Изготовление поделок из пластилина и природных материалов «Гуси-лебеди»
Материалы для проведения занятия:
Текст детской сказки, иллюстрации, пластилин, цветная бумага, ножницы, клей, сухие листья, ноты для проигрывания музыкального сопровождения или аудиозапись.
Занятие 3 по сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Цель: сопоставление таких нравственных понятий, как послушание-непослушание, терпение, взаимная любовь.
Задачи:
- Научить делать выводы на основании поступков героев.
- Воспитывать в детях внимательность, заботливость к другим людям, уважение к старшим, послушание, терпение.
- Выработать чувство осторожности в общении с незнакомыми людьми
Музыкальное сопровождение:
Знакомство с русским фольклором через народные песни «Некошеный твой лужок», “Спи-ко, усни, дитя Ванюшенька”.
Проведение практической части:
Изготовление поделок из пластилина «Козленочек».
Материалы для проведения занятия:
Текст сказки, иллюстрации, картина М.В. Васнецова «Аленушка», пластилин, дощечка для лепки, аудиозапись.
Благодаря сказкам, ребенок не только учится мыслить, творить, отличать главное от второстепенного, но и растет духовно, совершенствуется, становится мудрее и опытнее. Научите ребенка любить сказки. Пусть волшебство и чудеса он переносит в реальную жизнь, творя добро и радуя вас хорошими поступками.
При общении с внучками, иногда возникают ситуации из которых надо выходить с пользой и для них и для меня. Ваша статья дала ответы на многие вопросы. Спасибо.