Коммуникативные игры для детей дошкольного возраста
Важность периода дошкольного возраста для становления личности трудно оценить. В это время активно развиваются познавательные функции, такие как память, внимание, восприятие, воображение. Кроме этого ребенок учится сам регулировать свою деятельность. Если раньше цель и порядок действий озвучивали только родители, то в этот период дошкольник самостоятельно способен определить, что нужно сделать в первую очередь, а что позже. В результате этого связь с родителями ослабевает, и появляются взаимоотношения с социумом, которые выражаются в активном взаимодействии со сверстниками.
Ключевое место в развитии личности дошкольного возраста занимают детские игры. Психологи выделяют их как ведущую деятельность данного периода.
Игры для детей предполагают использование разнообразных предметов, книжек, картинок и игрушек, взаимодействие со сверстниками или родителями. Все это способствует развитию познавательных функций, изучению новых слов, а также их значений, у ребенка начинает формироваться собственное мировоззрение и понимание окружающего мира. Кроме этого детские игры предполагают необходимость следовать определенным правилам. Такое условие развивает у дошкольников умение произвольно контролировать свое поведение.
Как известно, игры для детей достаточно широкое понятие, которое включает большое количество видов данной активности. Можно выделить следующие группы игр: предметные, сюжетно-ролевые, подвижные, обучающие, игры-эксперименты, народные. Для дошкольного периода важное место занимают коммуникативные игры. Последние могут быть разной направленности.
Следует помнить, что в этом возрасте активно накапливается словарный запас. В связи с этим детские игры приобретают новое значение – развитие речи. Общаясь со взрослыми и сверстниками, ребенок как губка впитывает всю поступающую информацию.
Коммуникативные игры способствуют пополнению словарного запаса и обучению правильно формулировать свои мысли. Например, игры, в которых ребенок должен рассказать о себе или о своем соседе, позволяют не только познать друг друга лучше, обеспечивая процесс социализации, но и предполагает составление рассказа. Такой же принцип используется для познания окружающего мира, когда необходимо описать какой-либо предмет или явление, применяя как можно больше слов.
Давно известно, что лучшее время для изучения иностранных языков именно дошкольный возраст, когда память наиболее активна. Однако ребенок еще не способен произвольно концентрировать внимание и сознательно учиться. В такой ситуации коммуникативные игры для детей достаточно эффективный способ обучения, поскольку дошкольник может запомнить лишь то, что ему очень интересно. Сегодня существует огромнейшее количество методик обучения иностранному языку с использованием ярких предметов, игрушек и активным взаимодействием со сверстниками.
Кроме этого, коммуникативные игры, в которых дети разделяются на группы, способствуют не только умению работать в команде, достигать определенных результатов, но и могут включать обучающие элементы. Простой пример, когда воспитатель дает задание собрать или нарисовать определенное количество предметов, что скрывает под собой развитие навыков счета.
Часто коммуникативные детские игры направлены на изучение правил поведения, когда в группе обсуждают определенные ситуации и такие категории как «хорошо» и «плохо». Например, игра «Вежливые слова» обучает пользоваться общепринятыми фразами вежливости (спасибо, пожалуйста, добрый день и т.д.).
Игры для детей – это маленькая модель поведения, посредством которой есть возможность научиться сопереживать, проявлять чувства, общаться, выражать собственные мысли и даже действовать в определенных случаях. Для обучения этому разработаны специальные коммуникативно-ситуационные игры. Ведущий предлагает детям разыграть несколько ситуаций, например, покупка в магазине или просьба поделиться карандашами.
Известно, что помимо вербального общения, важное место занимают невербальные коммуникации. Развитие последних помогает избежать множества комплексов и неуверенности в себе. Чаще всего подобные коммуникативные игры предполагают, что один участник изображает пословицу, слово или предмет, а другие отгадывают загадку.
Игровая деятельность детей дошкольного возраста, как мы успели убедиться, важный инструмент в их развитии. Фактически посредством игры ребенок обретает все весомые компоненты личности, которые образуются в этот период: самоконтроль, мировоззрение, включение в социум, развитие коммуникативных и познавательных способностей, подготавливая почву к такому значимому событию, как начало школьной жизни.
Мини-статья.