Альфа-родительство (альфа-парентинг): отличный способ воспитания
Родители как надежная гавань, ребенок - как субъект, а не объект для воспитания, да еще и заинтересованный в том, чтобы быть достаточно послушным. Чем не чудо-система воспитания? Узнайте и вы об альфа-парентинге, основанном на теории привязанности (а не привязывания) Гордона Ньюфелда. Вы сможете стать для своего ребенка надежной гаванью, а он вас порадует искренним интересом к окружающему миру.
Основана система воспитания "родитель - ведущий, а ребенок - ведомый, но заинтересован научиться у папы и мамы ценным навыкам" на известной теории привязанности, разработанной Гордоном Ньюфелдом. Важно отличать ее от ужасающей псевдопсихологической "теории привязывания", которая отличается от альфа-парентинга как небо и земля. В идеале привязанность, в отличие от морального "привязывания" к родителю, ведет к совсем другим результатам - к самостоятельности, ответственности и свободе ребенка.
Русскоязычный популяризатор теории Ньюфелда с удовольствием объясняет разницу между обычным родительством и альфа-парентингом одной метафорой. Раньше родители были наподобие скульпторов, воздействующих на объект - ребенка. Теперь же родители - это садовники, которые для успешного воспитания должны учитывать природные склонности и "пожелания" своего питомца, его естественные стремления.
Что получится в итоге? Родитель "старого образца" воспитывает ребенка, формируя из него то, что хочет видеть. "Заботливая альфа" (термин из альфа-парентинга) заинтересован в том, чтобы видеть в малыше с первых дней его жизни новое неповторимое существо, которым движет собственный внутренний дух.
Основной вопрос альфа-парентинга - "Как помочь чаду в любом возрасте раскрыть его реальный потенциал? Как помочь ему стать личностью?"
Это в значительной степени противоречит устаревающей идее о том, чтобы сформировать из ребенка социально приемлемого члена общества.
Под потенциалом ребенка подразумевают одновременно две части: его таланты, склонности, способности, и его зрелость в эмоционально-личностном плане.
В чем суть теории?
Еще до начала 2000 г. Ньюфелд опубликовал теорию взросления. Она основывалась на идее привязанности. По нему, взросление - это естественный процесс, который в любом случае протекает, если условия подходящие, и перестает происходить, если условия неподходящие.
При этом подходящими признаются такие условия, в которых чадо ощущает опору на взаимосвязь со взрослым человеком. Имеется в виду не только телесный, физический контакт и банальная забота о комфорте ребенка, но и в большей степени - эмоциональный контакт, психологическое постоянство связи ребенка и его родителя.
Какова позиция взрослого?
В отличие от предыдущих теорий ("ребенок - это маленький взрослый", "ребенок - чистый лист"), родитель принимает ответственность за свое чадо и одновременно заботится о нем, дает постоянное ощущение, что в любой своей деятельности, в ошибках и в правоте, в достижениях и в разочарованиях ребенок может рассчитывать на взрослого, с которым его объединяет взаимная привязанность. Только так, через безопасность и уверенность, у ребенка может открыться резерв энергии и естественный исследовательский интерес.
Родитель словно постоянно напоминает ребенку: "Не переживай, за твою сохранность отвечаю я. Что бы ни случилось, я поддержу тебя". Одновременно именно родитель дает ощущение четких, ясных границ - что можно и что нельзя.
В такой системе не бывает "правильных" или "неправильных" рецептов, как строить отношения с ребенком и как его воспитывать. Есть только правильная или неправильная позиция взрослого по отношению к ребенку.