8 простых методов обучения чтению
Обучение ребенка чтению – важный элемент подготовки к школе. От того в какой форме будут проходить первые занятия зависят дальнейшие отношения малыша с книгами. Мировая педагогика за многолетнюю историю создала множество способов для ознакомления учащихся с премудростью чтения, современные педагоги стремятся сделать этот процесс легким и увлекательным.
Для обучения чтению необязательно усаживать ребенка за стол с книгой в руках. Первое знакомство с буквами лучше устроить в атмосфере игры.
1. Знакомство с буквами во время прогулки на детской площадке. Ваше чадо обожает строить замки из песка? Предложите ему построить замок в виде какой-нибудь буквы, вместе повторите ее имя несколько раз (важно называть звук четко: не [бэ], а [б]). Для закрепления можно выложить эту же букву из камушков, веточек или листиков. Ребенок будет в восторге, если вы предложите использовать веточку вместо шариковой ручки, а пыльную обочину в качестве листа – он с радостью напишет в импровизированной тетрадке несколько букв.
2. С успехом можно использовать для занятий время, когда мама занята приготовлением обеда в кухне. Здесь буквы можно лепить из теста, писать пальчиком на крупе, насыпанной в тарелку, выкладывать из фасоли.
3. Находясь в пути, обращайте внимание на магазинные вывески – крупные буквы легче читать. Попробуйте найти все буквы А по дороге из садика домой или в магазин. Опишите букву, спросите у малыша, какого она цвета, одинакового ли размера все буквы на вывеске.
4. Оригинальный способ обучения чтению предложил известный грузинский педагог Шалва Амонашвили – он обучает первоклассников чтению… устно. Знаменитый учитель сначала говорит детям какое-либо слово шепотом, потом просит их повторить сказанное ему на ухо, таким образом дети учатся внимательно слушать учителя. На следующем этапе педагог произносит слова нараспев, постепенно подготавливая учеников к тому, как они будут читать свои первые слова. И в конце добукварного периода учитель выговаривает слова по буквам, предлагая классу угадать, что он сказал.
5. Зайцев предложил другой способ решения проблемы, возникающей на начальном этапе обучения чтению – он обучает детей с применением специальных кубиков, с изображением слогов. Таким образом, его ученики сразу учатся читать по слогам, минуя самый сложный этап соединения звуков в слоги. Поэтому методика Зайцева очень популярна.
6. Полезно также упражнение назови слово на букву…, оно способствует обучению фонетическому анализу, то есть учит малыша вычленять звуки, показывает, что слово состоит из нескольких звуков (которые, как мы помним, на письме обозначаются буквами). Задание можно усложнять, предлагая назвать слова, заканчивающиеся на определенный звук или содержащие какой-либо предварительно обозначенный звук в середине.
7. Модификацией предыдущего упражнения является широко-известная игра в слова. Играющие по очереди называют имена существительные, каждое следующее слово должно начинаться с той буквы, на которую заканчивается предыдущее.
8.Буквы можно рисовать в специально предназначенном для этого альбоме, придумывая для них карнавальный наряд, таким образом, чтобы рисунок напоминал изображение какого-либо предмета, животное, растение или птицу. Так букву н легко превратить в лестницу, х - похожа на ножницы, ж может стать основой для жука.
Не бойтесь фантазировать, наблюдайте за тем, что интересно вашему ребенку, и вы сможете подобрать метод, подходящий именно вам.