Воспитание ребенка. Правила общения с ребенком
1. Найти общий язык с ребенком
Когда у ребенка начнет формироваться речь (это происходит на втором году жизни), с ним нужно как можно больше разговаривать, причем разговаривать обо всем, что видите, слышите, чувствуете. А еще нужно на доступном языке, ребенку объяснять причинно-следственные связи всех дел и событий. Создавать картину мира.
Малышу легче понять вашу речь, если слова вы подкрепляете жестами и действиями. Так, если вы что-то запрещаете, надо не только сказать нельзя, но и погрозить пальцем, и убрать от ребенка «запрещенный» предмет или его самого от предмета.
Ребенок не соотносит конкретный запрет с ситуацией в целом. Например, вы запретили ему трогать розетку на кухне, но для него это не значит, что нельзя трогать розетки вообще в квартире. Поэтому и приходится снова и снова объяснять одно и тоже, переходя от розетки к розетке.
Вы запретили ему играть с розетками, но не запретили играть с удлинителем, в следующий раз он не отличит включенный удлинитель от выключенного.
2. Чаще говорить ребенку «Да»
Годовалый ребенок лучше понимает слова разрешающие, чем запрещающие. Поэтому, если необходимо, что-то запретить, одновременно нужно ребенку что-то разрешить. Например: «Нельзя играть с этой обувью, она грязная, возьми свои чистые тапочки». Если ребенок упорно делает запрещенное действие, то необходимо отвлечь его. Например; «Нельзя играть с этой обувью, она грязная, теперь у тебя грязные ручки. Даже зайчик от тебя спрятался, пошли поищем его».
Можно вовсе не акцентировать внимание на плохих поступках. Память у малыша еще короткая и он может просто не обратить внимания на то, что это плохой поступок, а значит, не запомнит. Например, когда ребенок начинает корчить рожицы, или повторяет плохие слова.
Если часто повторять, что именно ребенку нельзя, то можно просто запугать ребенка. Развитие ребенка базируется на разрешении «да», которое образует основу и «нет». Например, если ребенок лезет на высокую лестницу, скажите, что лестница высокая, а у тебя ручки и ножки пока маленькие, это для больших деток. Вот когда подрастешь, обязательно залезешь выше всех. А пока можно забираться не выше третьей ступеньки.
3. Беречь свои нервы
Одна из возрастных особенностей годовалых детей - это неуступчивость. Если они чего-то хотят, то именно здесь и сейчас. И бурно протестуют и выражают неудовольствие, не получая желаемого.
Многих мам пугает такое поведение ребенка, особенно если оно происходит на людях, вызывая ложный стыд. Они сразу соглашаются выполнить требование ребенка, чтобы прекратить капризы. Это в корне неверно, ведь так неправильное поведение ребенка только закрепляется. Возникает формула: поплакал – добился своего, что приводит к манипуляции родителями. Особенно подвержены такой манипуляции бабушки и дедушки. Строго инструктируйте их!
Еще одной причиной, из-за которой родители стараются выполнять требования малыша, это чтобы сберечь его нервы. Он ведь может так кричать до истерики.
Но при этом, родители забывают о своих нервах. Забывают о важной аксиоме «только у спокойных родителей растут спокойные дети».
И потом, нельзя разрешать абсолютно все.. Ребенка пугает полная свобода, именно это чаще всего делает детей неуравновешенными. Ведь даже в детские игры не поиграешь, не зная правил - не получится, да и выигрыш будет невозможен.
4. Не проявлять агрессию к ребенку
«Уж сколько раз твердили миру», что физическое наказание недопустимо. Умом мы это понимаем, но в ответственный момент рука как будто сама шлепает малыша. Конечно, легче всего слова заменить действиями, но это не выход.
Любое действие порождает еще более агрессивное противодействие. И чем старше становится ребенок, тем шире распространяется его агрессивность – на одноклассников и т.д.
Чтобы вырастить хорошего, воспитанного ребенка, нужно помнить, что каждое наше слово имеет значение не только в данный момент, но и влияет на будущее. Единственный и самый правильный способ воспитания - спокойно договариваться и твердо внушать.
5. Играть с ребенком всегда и везде
Самое важное дело маленьких детей – игра. Она расширяет рамки жизненного опыта, дает новую информацию, учит, развивает, воспитывает. Любое задание дети воспринимают и, соответственно, выполняют лучше, если оно дается им в игровой форме.
Играя, ребенок с удовольствием сделает то, что не хочет делать по вашей просьбе. Он будет повторять ваши действия, потому что хочет стать таким, как вы. Например, укладывая малыша спать, положите рядом его любимую игрушку, и объясните, что надо лежать тихо, чтобы не мешать уснуть игрушке.
Не забывайте, что воспитанный ребенок и послушный, отнюдь не синонимы и, добиваясь послушания, не переборщите.
Ваша задача не в том, чтобы сделать малыша послушным, а чтобы подготовить его к жизни в обществе. И каким он станет, во много зависит от вас. Послушание нужно уравновесить такими качествами, как самостоятельность, ответственность, инициативность. Поэтому придерживайтесь простого правила: нельзя делать за ребенка то, что он в состоянии сделать сам.