Развитие ребенка. Тренировка памяти у детей
Теперь поговорим о детской памяти и памяти вообще. Выделяют несколько видов памяти – краткосрочная (когда полученная информация сохраняется в пределах 20 секунд), среднесрочная и долговременная. Память может быть логическая, эмоциональная, кинестетическая, аудиальная, зрительная. Именно эмоциональная память помогает ребенку подготовиться к новым ситуациям, на основе тех, что у него уже были в прошлом. Он помнит свои эмоции, столкнувшись с чем-то приятным или неприятным, и мобилизует по необходимости свои силы.
Конечно, развивать память у детей можно с помощью игр. У малышей преобладает двигательная память. Она хорошо тренируется при помощи копирования движений.
Вспомните, например игру «Море волнуется раз, море волнуется два…» игроки должны замереть, изображая «морские фигуры» или звериные или другие фигуры, на что хватит фантазии, а ведущий должен догадаться, что это за фигура.
Хороши упражнения на повторение движений. По различным каналам показывают детские спортивные программы, игры. Помогите ребенку, пусть повторяет упражнения, занимается вместе с вами. Такие занятия стимулируют развитие воображения, помогают быстрее адаптироваться к умственным нагрузкам.
Для тренировки зрительной памяти у ребенка, отлично подходит игра «фотоаппарат». Вам надо показать картинку с изображением предметов и закрыть её, а ребенок должен как можно более полно описать её. Можно по мере развития у ребенка памяти, показывать всё более сложные картинки с различными сюжетами. Конечно, вам необходимо будет удлинять время просмотра картинки ребенком. Оптимальное время не более 30 секунд.
Для развития слуховой памяти у ребенка, подходит упражнение на повторение ряда из десяти цифр. Вы произносите, например номер телефона (что проще всего для вас), а ребенок должен повторить. Полезно дать ребенку послушать аудиосказку, а потом расспросить о том, что он запомнил.
Словесно-логическая память отлично развивается при повторении ряда слов. Причем можно задавать несколько несвязанных между собой слов, тогда ребенок будет просто воспроизводить все подряд. А можно давать ему слова, часть которых связана между собой по смыслу (причем связь малыш должен заметить сам.). Затем попросить ребенка назвать именно логически связанные слова. Например: мяч, чашка, карандаш, шкаф, ложка, тарелка. Это дополнительная тренировка развивает у ребенка не только память, но и творческие способности, воображение.
Тренировать память у ребенка, можно всегда и везде, устраивая игровые ситуации.
Гуляя по парку, по незнакомым улицам, обратите внимание ребенка на окружающий мир, на звуки, на предметы, на цвета, на людей…. Он непременно запомнит ощущения от увиденного, и это поможет ему легко адаптироваться к различным жизненным ситуациям.
Даже наведение порядка на своем столе, раскладывание игрушек по «своим» местам тоже тренирует память, аккуратность и волю.
Существует серьёзная опасность выделить у ребенка только один, наиболее развитый вид памяти отдавать приоритет в развитии только этому виду. Ребенок потом легко согласится, что у него развита, например, только аудиопамять, и упражнения по развитию других видов памяти совершенно не будут его интересовать. В дальнейшем это может существенно сказаться на учебе.
Вот и всё, и не забывайте, что непременное условие развития внимания, памяти, да и вообще всего – это положительные эмоции. Так что учите ребенка и развивайте его играя.