Развитие ребенка. Ролевые игры для детей дошкольного возраста
Специалистами детской педагогики и психологии справедливо отмечено, что игры для детей непременно являются ведущим (основным) видом деятельности. Малышам гораздо проще узнавать мир таким вот способом. Одну из лидирующих позиций, к тому же, занимают ролевые игры с ребенком. Становясь буквально «тренировочной площадкой», они способствуют планомерной подготовке к жизни в обществе. При этом, детское воображение практически не имеет ограничений, позволяя почувствовать себя буквально кем угодно. Первые ролевые игры появляются тогда, когда кроха начинает действовать вполне осознанно. Взяв на себя роль взрослого, дошкольник приступает к действию, постепенно развивая и усложняя сюжет, периодически включая новых персонажей. Он учится не просто элементарному механическому повторению действий и движений, а скорее набирается опыта в построении взаимоотношений, опираясь на ранее полученные умения, знания.
Как и многие другие игры для детей, ролевые проходят свои этапы становления и развития. Вначале малыши выполняют отдельные знакомые им действия взрослых (своеобразное подражание), при этом звуковое сопровождение будет минимальным, а взаимоотношения между героями и вовсе отсутствуют. Следующим этапом становятся элементарные ролевые игры, предполагающие простое разыгрывание прекрасно знакомых детям ежедневных ситуаций (регулярно ими наблюдаемых). Здесь появляется еще одно действующее лицо, а значит - игра усложняется взаимоотношениями персонажей, диалогами. Третьей ступенькой становятся сюжетно - ролевые игры, при которых несколько взаимосвязанных ситуаций постепенно перетекают одна в другую, дополняя, выстраивая сюжетную линию. Заключительный этап становления – творческие игры. При этом, дошкольник может создавать и развивать свой уникальный сюжет, а не просто проецировать известные им действия и события.
У крох развиваются воображение, емкая фантазия, умение живо решать сложные ситуации. Важно понимать, что в самые элементарные ролевые игры играют практически все детки, а дальнейший успех во многом зависит от взрослых. Многие ошибаются, считая, что детские игры «запрограммированы», и малыши изначально прекрасно знают, что и как делать. Но их непременно нужно учить играть, в противном случае сюжетные линии будут короткими, однообразными, а действия – циклическими, напрочь лишенными творческих затей. Задача взрослого, в данном случае – помочь, не вмешиваясь напрямую, т.е. сделать повседневную жизнь ребенка максимально насыщенной (сказки, беседы, походы в интересные места и др.), обеспечить общение со сверстниками (и со взрослыми), создать увлекательную развивающую среду (игрушки, атрибуты, костюмы). В крайнем случае - «взять роль» на себя, вступив в детские игры, и направив их сюжет в нужное русло.
Некоторые дошкольники вообще не склонны к подобному виду игр. Это зачастую связано с их характером, предпочтениями. В данном случае также не лишней будет помощь взрослого. Стоит заинтересовать, привлечь малыша, ориентируясь на его своеобразие, индивидуальные особенности, так как не стоит недооценивать именно эти детские игры. Чем старше становятся дошкольники, тем более многообразными и насыщенными должны быть их ролевые игры. Какую же пользу они несут? Становясь «героем», кроха переживает свойственные тому эмоции и впечатления, учится сопереживать, непомерно развивая чувство эмпатии. Для других игра становится своеобразным средством психологической защиты, позволяющим овладеть еще недоступными вещами, принадлежащими «миру взрослых». Также ролевые игры способствуют формированию произвольной памяти и внимания, привнося значительный вклад в его развитие. Еще одним плюсом становится совершенствование творческих способностей, умения находить неординарный выход из сложившейся ситуации, налаживать общение. Все это непременно пригодится во взрослой жизни, так что вполне можно сказать, что именно эти детские игры закладывают один из важнейших кирпичиков в становление фундамента характера малыша.
Игры для детей определяют тот самый характер половой идентификации, позволяя знакомиться с социальными ролями мужчины и женщины в максимально доступной возрасту форме. Предполагается, что игра становится уникальной своеобразной проекцией жизни ребенка в последующем, и формирует его модель поведения, ориентируясь на пол. Однако важно помнить, что взаимоотношения в игре могут быть разными: реальными (игровыми), либо не игровыми. То есть, если определенная роль предполагает отрицательные действия и поступки, не стоит проецировать данные черты характера на ничего не подозревающего ребенка. Ведь игры для детей вполне могут быть использованы как средство раскрепощения, снятия стресса.
Помните, что малышу очень часто нужна ваша помощь, даже если дело касается игр. Действуя мягко и ненавязчиво, вы непременно направите дело в нужное русло, с максимальной пользой для ребенка.