Развитие навыков общения ребенка со сверстниками
Зачастую заботливые мамочки, начиная с двухлетнего возраста ребенка, пытаются научить свое чадо общаться со сверстниками. Первые попытки происходят на детской площадке: «Малыш, смотри, как Аня играет в мячик, беги, поиграй с ней!», на что ребенок, с любопытством посмотрев на Аню, продолжает дальше лепить куличики в песочнице.
В первую очередь такая неоднозначная реакция ребенка связанна с его стеснительностью, он еще не знает, как самому подойти, начать общаться, играть вместе с незнакомым ему «другом».
Вторая родительская попытка, развития навыков общения со сверстниками, происходит на празднике по случаю дня рождения. Здесь родители, чаще всего и совершают грубую ошибку – стараются пригласить на торжество как можно больше детишек такого же возраста. Подумайте, пожалуйста, сами, как может Ваш малыш, не умеющий общаться с одним предлагаемым «другом», начать играть и веселиться в коллективе из 5-7 сверстников? Если все же на праздник был приглашен один ребенок, и Вы не увидели желаемой совместной игры. Не отчаивайтесь! Обратите внимание на поведение малышей. Чаще всего они играют параллельно сидя рядом друг с другом, после чего с любопытством поглядывают, на то, что же делает сосед. Этот этап и будет первым шагом к приобретению навыков совместной игры, который психологи называю «параллельной игрой».
Таким образом, дети с осторожностью «разведывают» обстановку на наличие опасностей со стороны ровесника. Далее может последовать этап договоренной фазы. Здесь дети ведут себя агрессивно настроено друг к другу – пытаются отобрать игрушки, в некоторых случаях, завязывается драка.
Конечно же, стоять в стороне родителям не нужно, но и вмешиваться необходимо очень деликатно, объяснив детям, что именно они сделали неправильно и как это возможно исправить. Поверьте, таких случаев произойти еще не исчисляемое количество раз, вскоре два сверстника научатся понимать друг друга, сотрудничать и делить одно пространство, что и приведет к развитию дружеских привязанностей.
Некоторые дети могут задержаться на фазе «параллельной игры» и долгое время со стороны наблюдать за тем как играем сверстник. Не стоит его торопить перейти в следующую фазу. Есть детишки застенчивые, которым необходим более длительный период для привыкания к новой ситуации. Ничего ненормального, а уж тем более отклонений в таком поведение нет – это просто особенность характера ребенка.
Стоит отметить, что благодаря проводимым исследованиям, было выявлено: свойства характера, проявляемые в двухлетнем возрасте, не всегда сопровождают человека всю его жизнь. И даже чаще всего происходит с точность да наоборот. Крайне спокойные и застенчивые малыши с возрастом становятся более общительными и раскрепощенными, а вот гиперактивный ребенок со временем может стать очень спокойным и усидчивым.
Многие родители не могут понять, почему первые попытки воссоздания совместной игры со сверстником проваливаются? Прежде чем отвечать на этот вопрос, хотелось бы привести наглядный пример. Мама играет со своей дочерью в куклы, показывает, где у нее глазки, носик, ушки, помогает уложить спать и т.д. Первые пять минут доченька увлечена игрой, ей очень нравятся мамины затеи, она участвует во всех предлагаемых действиях, но вот ее внимание рассеивается, она начинает отвлекаться и желание играть проходит. Что в это время делает мама? Она пытается всячески вовлечь ребенка обратно в игру, предлагая все новые и новые интересные варианты, пока не найдет тот, которым заинтересуется ее чадо. И вот игра продолжилась.
Ответ на вопрос: дети, данного возраста, попросту не знают, как вовлечь в игру сверстника и не понимают, что для этого нужно сделать. Таким образом, мы наблюдаем желание играть друг с другом при полном отсутствии практических навыков.
Поэтапное развитие навыков общения ребенка со сверстником:
1. «Дома и стены помогают». Развитие навыков совместной игры со сверстниками игрой лучше всего начать в знакомой и привычной для ребенка обстановке. Особенно это важно для детишек стеснительных, замкнутых, которые дома чувствуют себя более раскрепощенными и уверенными. Если же «первый блин комом», то сделайте небольшую паузу в проведение совместных игр, дайте ребенку время забыть печальный опыт.
2. Один и тот же ребенок. Для того, чтобы события развивались быстрее, а Ваш малыш лучше себя чувствовал в незнакомой ситуации, приглашайте для игр одного и того же сверстника. Даже если на первых встречах Вы не увидите явных изменений, не паникуйте, и не стремитесь каким-то образом изменить ситуацию. Дайте малышам время привыкнуть друг к другу, присмотреться. И в скором будущем Вы увидите положительные изменения, Ваши детки научатся взаимодействовать, общаться, делиться игрушками, сладостями и даже помогать друг другу. Но не стоит забывать, что ребенок – это маленький человек со своими чувствами, эмоциями, предпочтениями, и подобно взрослому ему может попросту не понравится компаньон по игре. В этом случае стоит подыскать нового товарища.
3. Одно и то же место и время. Подберите для встреч со сверстником оптимальное (подходящее и одному и другому ребенку) время и место. Учтите, что в выбранное время малыш должен быть сыт, бодр и по возможности весел. Про выбор места мы уже описывали выше. Но в этом пункте, хотелось бы поговорить про то, что ни время, ни место не должны изменяться. Систематические встречи будут только способствовать развитию навыков общения в игре. Ребенок привыкает к сложившейся ситуации и уже знает, в какое время, и в каком месте ему предстоит играть со сверстником.
Если все же возникают трудности в развитии навыков общения, попробуйте пригласить ребенка, более старшего возраста. Дети трех - четырех лет более общительные, раскрепощенные и умеют играть в ролевые игры. Взаимодействие с активным ребенком, более старшего возраста, поможет Вашему чаду перейти от роли наблюдателя к роли активного участника игры.
Выбирайте игры для детей, в которых могут активно участвовать двое ребятишек. Игрушки должны подбираться таким же образом.
У Вас сайт, достойный! Тема красивая и содержание, довольно интересное! Учусь в Старт Ап проекте. Нравится мне. А Вы!? Как долго, вернее, сколько времени, ушло у Вас на обустройство сайта? Сколько уделяете ему сейчас? Заходите в гости! Рад Вам буду! Дружим сайтами?! Успехов Вам творческих!
Добрый день! Спасибо за оценку сайта. Вот занимаюсь с конца января 2012г. Уделяю сайту в основном часа два по вечерам.
Времени не хватает на оформление. Да и знаний тоже. Учусь помаленьку.
У Вас тоже прекрасный сайт. Конечно давайте дружить.
Подскажите как вы попали на мой сайт, откуда и по какому запросу?
Мария! Учусь делать сайт, и как я и куда попадаю, не всегда могу определить! Но к Вам попал, точно, что Не случайно! Успехов Вам!