Яндекс.Метрика

Научить ребенка читать – учим звуки

Когда начинать учить ребёнка буквам? С этим вопросом сталкивается каждый родитель и главная интрига здесь – «когда». Конкретного ответа по поводу возраста не будет, но желательно ЭТО начинать максимально рано.

Сразу же кто-то может возразить, мол, перегрузка детской психики и подобное. Вовсе нет.

Если сравнивать ребёнка, как детёныша, с другими высокоразвитыми животными, то можно обнаружить существенные отличия. Ведь у большинства животных детёныш почти подготовлен для самостоятельной жизни: проходит месяц, два, три… и родившийся уже может многое делать сам. Это не говоря о том, что через год или два окончательно формируется полноценная взрослая особь. У человеческих детей всё «слегка» по-другому. И даже в три-пять лет маленький человек ещё не особо готов для жизненной самостоятельности. Но именно в раннем возрасте мозг, по принципу губки, впитывает и впитывает информацию. При этом перенасыщения не наблюдается, если, конечно же, умышленно не пытаться ребёнка перенагрузить. Всё вышесказанное, можно отнести к теоретической части, тогда вопрос, на который желательно получить конкретный ответ это:

Как правильно учить ребёнка буквам и с чего начать?

Первое, что было сделано – азбука с картинками. Но интереснее для детского восприятия оказалась именно та азбука, где картинки были со стишками. Легче запоминать буквы, параллельно предлагая ребёнку заучивать несложные стихотворения, читая первую часть стишка с просьбой закончить каждую строчку. Даже если малыш ещё не говорит, он всё равно, после многократных повторов взрослого будет пытаться подражать, пусть даже своими, «детскими» словами. Это, конечно же, в случае ненавязчивого предложения, в виде игры.

Сразу нужно оговориться – азбук много, но хороших почти нет. Что имеется ввиду? Адекватность для детского восприятия того, что нарисовано с тем, что ребёнок видит в реальной жизни. Для примера. Буква «Ш» — на картинке обезьяна и стишок, где рассказывается о шимпанзе. Если буквы учить, начиная с 8-10 месяцев или пусть даже и гораздо позже, очень сложно в таком возрасте объяснить ребёнку видовые отличия в обезьяньем многообразии. Не каждый взрослый знает, чем отличается шимпанзе от гориллы. И почему они все вместе – обезьяны. Или не обезьяна, а именно шимпанзе. Что уж тут говорить о детях! Поэтому придётся «перелопатить» много азбук, пока не будет найдена та, самая подходящая, где книжная реальность совпадёт с реальностью реальной.

На стишках, которые используют в качестве буквенных комментариев, особо останавливаться нет смысла, об этом писалось ранее, но желательно обратить на «азбучную лирику» должное внимание – очень часто попадается откровенный стихотворный бред, разумность которого заставляет задуматься о разумности авторов, его написавших.

Следующий шаг в буквенном изучении – карточки с картинками, где каждая картинка, это определённая буква. «Т» — тигр, «Ч» — чашка, ну и так далее. Максимально знакомые и простые предметы, названия которых хорошо запоминаются на слух. Здесь — маленькое отступление.

Ребёнок не мыслит логически, так как делает взрослый, где любое новшество встречается вопросами «зачем» и «почему». Ребёнок в раннем возрасте запоминает именно образы. Если показать ему букву «А» и попытаться объяснить что это такое, задача получится не из простых. Набор палочек-чёрточек, понятный взрослому человеку, будет полной непонятностью для ребёнка. Зато «арбуз», «апельсин» или любой другой предмет, начинающийся на эту букву и присутствующий в повседневной жизни, запомнится гораздо быстрее. Поэтому и желательно изучение букв «привязывать» к знакомым зрительным образам.

Всё остальное уже техническая часть обучения. Называется то, что изображено на картинке, после – первая буква слова. И так далее…

Как заинтересовать ребёнка учить буквы

Оптимальный вариант в изучении букв – игровой. Нет смысла вообще в любом обучении, касающемся раннего развития, использовать принуждение. Так как принуждение не вызывает личного интереса ребёнка к познанию. Любая игровая форма обучения будет гораздо эффективнее.

В нашем, конкретном случае это происходит следующим образом.

Карточки хранятся в небольшой прозрачной пластиковой банке. Папа (или мама) располагается вместе с ребёнком в любом, «уютном» для него месте квартиры. Если вы заметили, у каждого ребёнка есть такие места, где ему особенно комфортно находиться. В нашем случае это специально сшитый и набитый ватином толстый просторный коврик для двоих, на полу, у окна.

Из банки поочерёдно достаётся каждая карточка и называется то, что на ней изображено. Если ребёнок уже знает предмет или животное, тогда первоочередное право назвать предоставляется ему. После следует вопрос «какая буква» и называется первая буква изображения. Ребёнок затрудняется в названии буквы, но правильно ответил, что нарисовано? Тогда помогает взрослый, называя правильную букву и предлагая ребёнку повторить её название. Далее, следующая карточка и следующий образ, затем буква…

Не нужно думать будто ребёнок, понимая, что именно нарисовано на карточке, сразу же повторит букву. Обычно это на начальном этапе не происходит. Следует всего лишь запастись терпением и повторять, повторять, повторять…

Когда банка оказывается пустой, можно считать, урок закончен. В таком занятии подойдёт и обратная последовательность, т.е. всё содержимое высыпается из ёмкости и каждая карточка поочерёдно называясь, попадает обратно, в банку. Это уже кому как нравится.

Время занятий – 5-10 минут. Как раз именно столько его необходимо, чтобы раз или два «пройтись» по всему алфавиту.

Время занятий лучше выбирать тогда, когда у ребёнка есть настроение играть. Ведь здесь используется принцип игрового обучения, так, чтобы «подопечному» было интересно. Если после нескольких повторов желание играть именно в эту игру прошло, банка с карточками откладывается в сторону, до следующего раза.

Заниматься необходимо регулярно. Только постоянный ежедневный повтор даст, так ожидаемые родителями, положительные результаты. Ребёнок начнёт называть изображение на картинке, после – первый звук нужного слова.

Буквы «Ы», «Ь», «Ъ» можно остались до времени, когда будут предприниматься попытки словообразования. Хотя сами буквы ребёнку постоянно называются, как есть: Ы, Твёрдый знак, Мягкий знак.

Как правильно учить ребёнка буквам (небольшое дополнение)

Учить звуки – НЕ БУКВЫ. Иначе в дальнейшем будет сложно в составлении слов. Вместо «МА-МА» ребёнок будет пытаться прочесть «ЭМ-А-ЭМ-А». Впоследствии придётся переучивать.

Называть (или просить назвать) знакомые ребёнку предметы домашней обстановки (во дворе и т.п.) с просьбой повторить название и первую букву.

Изучение азбуки по картинкам – это легко запоминающиеся, знакомые образы. Упор в изучении именно на образность восприятия.

Личные результаты. В 1,5 года сын знал все буквы (с использованием картинок). Ошибка составляла два-четыре неправильных ответа на весь алфавит.

В этом возрасте сын ещё не говорил, как положено, во взрослом понимании. Только отдельные слова или части слов. Но (и в первую очередь это касается мам, так как они больше времени проводят рядом с ребёнком) каждая мама понимает «детский» язык своего малыша, хорошо зная, что он пытается сказать. Все мы много раз лично убеждались, наблюдая со стороны, как «живо» проходит беседа между мамой и малышом в возрасте от одного до двух лет, а при этом рядом стоящий, посторонний наблюдатель совершенно ничего не может понять. Также, в качестве проверки можно просить ребёнка указать или подать нужную букву-картинку. Если проверять знания таким способом, желательно на начальном этапе не выкладывать перед ребёнком весь алфавит – он попросту не сможет сконцентрировать внимание на нужной букве (найти её), а количество предложенных к выбору букв увеличивать постепенно, по мере запоминания, определяя это опытным путём.

Удобно, если карточки с буквами имеют маленькие плоские магниты, приклеенные с обратной стороны. Удобство заключается в том, что такая картинка «липнет» к любому металлическому предмету: холодильнику, стиральной машине, плите и прочему… Для ребёнка это дополнительная игровая составляющая обучения. Минус в таких карточках один – любознательный ученик в свободное от занятий время пытается «отгрызать» магниты от карточек.

Хотя в вопросе как «грызть» азбуку, подозреваю, могут быть и другие варианты. Да и этот, описанный метод обучения, далеко не единственный. Если у вас, уважаемый читатель, есть что добавить – добавляйте. Сообща гранит науки, как и азбуку, «грызть» веселее и для ума (взрослого в т.ч.) сытнее будет.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.

SocFishing - сервис автоматизации маркетинга