«Модный» диагноз для ребенка — гиперактивность
Сегодня поговорим о ложных диагнозах детских невропатологов. Очень часто детям ставится диагноз гиперактивность. Вот я и решила изучить этот вопрос. К этому меня подвиг такой случай.
Когда моему ребенку был один месяц отроду, невропатолог районной больницы поставил нам диагноз - гиперактивность. В его исполнении это прозвучало как приговор. При этом он просто провел внешний осмотр, постучал по ножкам малыша молоточком, спросил, как прошли роды и с умным видом выдал так называемый «диагноз». По его словам мне предстояла нелегкая жизнь. В будущем он описывал моего ребенка, как неуравновешенного, неспособного на нормальное общение со сверстниками, неуправляемого ребенка, который будет отставать в своем развитии из-за плохого внимания.
Придя домой, и немного успокоившись, я решила самостоятельно изучить проблему, с которой столкнулась. Просидев несколько ночей, пока малыш спал, в интернете и, прочитав кучу медицинских изданий, в которых затрагивалась, как я теперь понимаю, это довольно скользкая тема я обнаружила много интересного.
Во-первых, правильное название диагноза «синдром дефицита внимания/гиперактивности » (СДВГ). Во- вторых, этот диагноз может быть поставлен не ранее 5-6 лет. В связи с тем, что для его установления необходимо наличие нарушения обучения. Для установления диагноза СДВГ необходимо чтобы ребенок проявлял не менее шести из указанных качеств:
- допускает ошибки в работе и не уделяет внимание деталям;
- ребенку сложно поддерживать внимание в работе или игре;
- не слушает то, что ему говорят;
- ребенок не в состоянии следовать вашим инструкциям;
- ему сложно организовать игру или свою деятельность;
- не может выполнить задания, где нужна длительная концентрация внимания;
- часто теряет свои вещи;
- отвлекается по любому поводу;
- страдает забывчивостью.
Также существуют определенные критерии, при наличии 5 из которых, ставиться диагноз СДВГ:
- ребенок совершает руками и ногами суетливые движения;
- вскакивает со своего места;
- ребенок активен в тех ситуациях, когда чрезмерная подвижность неприемлема;
- «тихие» игры не для вашего ребенка;
- малыш всегда в движении;
- малыш постоянно говорит.
Дорогие мои, да этот диагноз можно поставить 90% детей, на детской площадке или в группе детского сада. Кто из Вас может сказать, что его ребенок не допускал ошибок в работе или не отвлекался, а как Вам критерий «часто теряет вещи» что он значит? При всем этом установлено, что СДВГ никак кардинально не влияет на развитие вашего малыша, а тем более умственное. На тестировании дети с СДВГ демонстрируют нормальные, а некоторые даже высокие, интеллектуальные способности. И даже без систематического лечения у детей с синдромом СДВГ его так называемые «проявления» начинают слабеть и ко времени взросления, как правило, исчезают полностью. Так стоит ли бить панику и звонить во все колокола?
Ведь изучить этот мир малыш, впервые годы своей жизни, может только в движении и прикосновении ко всему новому. А вместо этого мы придумываем рамки, усаживаем детишек за парты. С маленького возраста вместо того чтобы дать им возможность познавать мир естественным образом, как это бывает в дикой природе, пытаемся заставить малыша сосредоточить внимание на не всегда интересной книге, которая написана взрослыми, как правило, просто чтоб подзаработать. А потом удивляемся, почему малышу нахватает терпения и внимания.
А самое страшное во всем этом безумии, что как только ребенка возведут в статус больного, «добросовестные» врачи, его тут же начнут лечить. Проведя свое маленькое исследование препаратов, я выяснила, что чаще всего лечение за пределами нашей страны проводиться препаратами метилфенидата. О побочных эффектах, которого можно смело написать отдельную книгу (задержка роста малыша, нарушение сна и пищеварения, раздражительность, снижение массы тела и аппетита у вашего ребенка, сухость, тики и головокружение). Но зато ваш эскулап со знанием дела, вас успокоит тем, что в отечественной медицине его не используют. Вместо него обычно назначают антидепрессант амитриптилин - его побочные эффекты чуть слабее. И о чудо уже через несколько дней после приема этих «диво пилюль» Ваш малыш станет тихим, спокойным и послушным.
Но дорогие родители хорошенько задумайтесь, заглушая с детства гиперактивность лекарствами, Вы лишаете ребенка всех преимуществ, которые ему дала мать природа для будущей взрослой жизни. Можно сказать, Вы лишаете его основания, на котором ему эту жизнь можно строить, ведь давно известно, что из непоседливых детей вырастают создатели корпораций, путешественники и исследователи. Например, создатель крупной авиакомпании Дэвид Нилиман один из «героев капитализма» с гордость рассказывал, что ему в детстве был поставлен диагноз «пышно цветущего» синдрома.
Малыши, которые изводили воспитателей в детских садах и учителей в начальной школе, став постарше, увлекшись чем-то конкретным, проявляют завидную усидчивость и внимание в интересующем их вопросе. Такой ребенок, скорее всего все остальное будет учить без особой прилежности, а вот предмет своего увлечения он проштудирует досконально. И, как правило, годам к 15-ти станет в нем профи.
Как же помочь своему непоседливому малышу не пичкая его таблетками? Способ есть. Приобретите «домашний стадион», а проще шведскую стенку с канатами, кольцами и горкой. Все должно быть расположено рядом, чтобы малыш мог перебираться с одного снаряда на другой. Так вашему ребенку будет проще сжигать неуемную энергию и тренировать внимание и самоконтроль. По опыту через пару недель у малыша нормализуется сон он перестает носиться как заводной. Утверждаю с полной уверенностью, психологи правы, способ проверен на себе. Полезно если вы примете активное участие в играх малыша. Это сближает и помогает контролировать и направлять малыша, ведь активные игры несут некую долю риска.
Очень хорошее средство частый контакт со взрослыми. Когда малыш сделает что-то, заслуживающие похвалы, его нужно не просто похвалить а, к примеру, погладить по головке, или ободряюще похлопать по плечу. Кстати старый добрый шлепок в крайних случаях, прекращает приступы бессмысленного буйства малыша.
Более сложный способ при применении, которого вам не обойтись без помощи специалистов - «биологическая обратная связь». Вашему малышу наденут на голову шапочку с электродами. Мамочки не паникуйте ребенку совсем не больно. Затем на экран выводиться мультфильм и если малыш отвлечется, изображение сразу потеряет резкость. Ребенок быстро начинает управлять своим вниманием.
Самое неприятное во всей этой истории это борьба детской индивидуальности со стандартным обучением. Для разных детей должны существовать индивидуальные способы обучения, но наша культура и уровень жизни еще долгое время будут не готовы к этому.
Моему малышу сейчас 3 года и 7 месяцев. Две попытки водить ребенка в детский сад увенчались провалом, но это не так уж плохо. Находясь на домашнем воспитании, мы забыли о простудах раз в месяц, а также регулярного расстройствах желудка от того, что администрация детских садов называет рационом ребенка. И самого страшного, каждодневных утренних истерик в раздевалки детского сада, от которых правда больше страдала психика мамы, чем малыша.
Общаясь со сверстниками, на детской площадке мой малыш ни чем от них не отличается. И не в обиду другим мамочкам сообразительней некоторых. Так что как Вам относиться к тому, что вашему малышу поставят диагноз СДВГ решать только Вам, но лично я рада, что не поддалась панике и не пошла на поводу у наших так называемых медицинских «специалистов».
Вот интервью с психологом Исаевой О. о гиперактивных детях , смотрите: