Как научить ребенка читать? Опыт молодой мамы.
Какую радость и какое счастье испытывают молодые родители с появлением в их семье долгожданного ребенка! Обычно это событие сопровождается предварительной подготовкой, связанной с изучением большого количества разнообразной литературы, посвященной здоровому материнству, правильному внутриутробному развитию, а затем и постнатальному развитию новорожденного ребенка.
Начиная с первого месяца жизни ребенка, следует уделять внимание, развитию его зрительных функций, демонстрируя ему черно-белые контрастные картинки. Общаясь с ребенком, читая ему книги, Вы развиваете его орган слуха. Ребенок прислушивается к Вашему голосу, интонациям и между вами крепнет эмоциональная связь.
Поделюсь своим опытом, я начала читать книги своему малышу буквально с первых дней его жизни, это была не только детская литература, но книги популярных классиков. В возрасте трех месяцев ребенок уже прослушал произведение Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». А в полгода мой ребенок произнес первое слово. В год дочка разговаривала чисто, выговаривая все буквы.
По мере роста ребенка перед мамой встает вопрос его дальнейшего развития, который заключается в том, когда начинать учить ребенка читать, как научить ребенка читать и с чего начать.
Первое, с чего начинают молодые родители – это в возрасте полутора – двух лет учить ребенка буквам по красочным азбукам, и довольно быстро добиваются успеха. Сначала родители называют букву, затем ребенок ищет букву на странице и тычет в нее пальчиком, под всеобщие восторженные возгласы. Затем, когда ребенок уже умеет говорить, он сам может сидеть с книжкой на коленках и показывая на букву называть ее. Обычно на этом процесс затормаживается и вот здесь уже требуется определенный подход, так как с успехом выученный алфавит совсем не является гарантией того, что ребенок начнет читать через несколько месяцев. Так как основная проблема заключается в том, чтобы научить ребенка соединять буквы в слоги. Иногда процесс затягивается так надолго, что лишь к школе ребенок овладевает чтением.
Современные требования к обучению в начальной школе уже включают умение ребенка читать. Поэтому многие программы построены с учетом этого навыка. Обучение чтению не обязательно проводить в условиях развивающего центра или подготовительных к школе курсов. Это могут сделать родители самостоятельно в домашних условиях.
Создание условий для обучения чтению
Возраст ребенка должен быть адекватным методике обучения. Чтобы научить ребенка читать в возрасте двух лет, достаточно иметь много развивающих игр с буквами, изображением слов и слогов. Это могут быть музыкальная азбука, кубики с буквами, карточки с изображением слов, т.е. акцент делается на наглядное восприятие с подкреплением другими органами чувств: слуха, тактильных ощущений. Ребенок учится читать непроизвольно. А вот для пятилетнего ребенка уже потребуется разрезная азбука, прописи и трафареты для закрепления навыка с помощью изображения букв и возможности с ними манипулировать: переставлять, составлять слова.
Интерес ребенка к чтению является основой для активизации процесса обучения. Этот интерес может появиться и в 2 года, и в 8 лет. Все зависит от уровня развития ребенка и ценностного отношения к процессу чтения в семье. Если вовремя уловить возникшую потребность, не потребуется усилий со стороны взрослых. Ребенок сам задаст вам много вопросов, попросит показать, как надо читать и даже писать буквы. Обычно, в этом случае научить ребенка читать можно за 2-3 недели.
Любопытство и отсутствие страха новизны. Такие качества чаще всего присутствуют у детей, которые не боятся задать вопрос, не стесняются показаться смешными или глупыми. Им все интересно. Им не запрещено пользоваться «взрослыми» книгами, журналами и газетами. У них хороший контакт с родителями, которые готовы объяснить какое-либо явление с опорой на книгу, энциклопедию, интернет.
Методы и приемы обучения чтению ребенка
Закладывать основы для будущего обучения чтению можно начинать уже с младенческого возраста. Для этого изготавливаются карточки с большими и яркими изображениями букв, которые размещаются вдоль кроватки, чтобы ребенок мог их хорошо видеть. Родители в течение дня показывают малышу карточки, называя букву. Научить ребенка чтению пока невозможно, но пассивный словарь развивается активно и в момент появления потребности ребенка начать читать, эти знания востребуются.
Для быстрого запоминания слов, их пишут под соответствующей иллюстрацией. Изготовить такие карточки можно совместно с ребенком 3-4 лет. Игры с такими карточками способствуют активному запоминанию слова, которое ребенок узнает без труда в любом тексте и произносит правильно. Написанные названия разных предметов можно расклеить по квартире, прикрепляя к соответствующему объекту: стол, зеркало, дверь и т.д.
Для того, чтобы ребенок не только правильно читал слова, но и в будущем писал без ошибок, рекомендуются игры и упражнения на выделение звуков в уже известных словах. Можно предложить малышу назвать все предметы в доме, которые начинаются на звук «о», например (окно, одеяло, огурец и т.д.); найти этот же звук на карточках со словами; продемонстрировать иллюстрации предметов, где этот звук находится в середине или конце слова.
Интерес к буквам и звукам легко закрепляется, если они приобретают личностную значимость. Например: «Найди свою (например, Олину) букву среди всех остальных букв («о»)». Можно попросить найти мамину букву («м»)» или папину («п») и т.д.
Если у ребенка уже появились первые умения к прочтению, но навык еще не сформировался, можно использовать приемы, стимулирующие к самостоятельному чтению. Например, читать по очереди (ребенок читает название или одно предложение, а взрослый – остальной текст); оставлять текст недочитанным (можно остановиться на самом интересном месте и пообещать дочитать завтра).
Важно, не просто научить ребенка чтению, но и сформировать интерес к этому процессу. Поэтому обучение чтению должно быть организовано ненасильственными методами и приносить удовольствие и радость ребенку.
Популярными на сегодняшний день методиками обучения детей чтению являются – методика Николая Зайцева, Глена Домана, Сесиль Лупан. Они направлены на то, чтобы научить ребенка читать с ранних лет, в первую очередь в процессе игры.
Методика Николая Зайцева
представляет собой методическое пособие, состоящее из кубиков, на гранях которых нанесены склады, то есть сочетание согласного и гласного звука или сочетание согласного звука и мягкого или твердого знака. Разноцветные кубики имеют разный размер, разные наполнители, что в первую очередь нацелено на тактильное восприятие ребенка. Цветные таблицы, входящие в состав комплекта, также содержат склады и развешиваются на стены. Они являются неотъемлемым атрибутом методики, помогающей освоить ребенку навыки чтения. В комплекте содержится диск с попевками, поэтому прежде чем, приступить к освоению методики их необходимо выучить, то есть склады не проговариваются, а поются. С чего же начать? Начинайте с игры, то есть дайте ребенку самому разобраться с кубиками, потрясти их, послушать звучание каждого кубика, а когда он остановится на определенном кубике, уделив ему достаточно внимания, пропойте все склады, которые нанесены на кубике. Таким образом, изучив все кубики, продемонстрируйте эти же склады в таблицах. Пойте вместе с ребенком. Уделяйте обучению чтению хотя бы пять – десять минут в день, занимайтесь ежедневно, постепенно переходя к складыванию слов, а затем и предложений. И результата не заставит себя ждать.
Методика Глена Домана
основана на том, чтобы ребенка научить читать, демонстрируя ему карточки, на которых написано целое слово. Слово наносится красным маркером, печатными буквами. Размер букв по мере взросления ребенка постепенно уменьшается. Начинать следует с простых, часто употребляемых слов. Для первого занятия, вполне естественно, если это будут слова: МАМА, ПАПА, БАБА, ДЕДА, ДЯДЯ. Показывать каждое слово рекомендуется не более 1-2 секунд, затем переходить к следующему. В день желательно делать до трех повторений. Обычно слова подбираются по определенной тематике, например: животные, еда, вещи и т.д. Исписав целый ворох бумаги, я перешла к более модернизированной версии, сделав презентацию в программе Outlook Express. Напечатав слова крупным красным шрифтом и выставив интервал в 2 секунды, села за компьютер, держа ребенка на руках, предварительно установив звуковой сигнал при смене карточек, чтобы привлечь внимание ребенка к процессу обучения. Таким образом, мой ребенок ознакомился с очень большим количеством слов.
Методика Сесиль Лупан,
которую можно считать последователем Глена Домана, так же основана на восприятии ребенком зрительных образов, но она пошла дальше, предложив вешать карточки со словами на предметы. Все предлагается делать в непринужденной игровой форме.
Исходя из собственного опыта, могу утверждать, что нет четких норм, когда начинать обучать ребенка чтению, скажу только, что делать это нужно играючи, и тогда ребенок сам в процессе игры будет стремиться узнавать все новое и новое для него. Ранее обучение чтению способствует развитию мышления ребенка, обогащает словарный запас. И конечно, без сомнения любой родитель исполнен гордости за своего трех-четырехлетнего бегло читающего малыша.
Дорогие родители, подойдите к процессу творчески и получайте удовольствие от учебы вместе со своим малышом.
Методики обучения детей чтению интересные, но я считаю, что не нужно зацикливаться на раннем чтении детей. А заниматься с ребенком разносторонними развивающимися играми и занятиями на логику и мышление.
А у мня дочка не хочет учиться читать. Нам исполнилось только 4. Я думаю ничего страшного нет, я научилась читать к 7 годам и ничего - отличницей была всегда. всему свое время и у каждого время в свое время.
Спасибо за полезную и интересную статью!